Россия собирается переориентировать на Азию не только поставки газа, но и размещение гособлигаций

Россия собирается переориентировать на Азию не только поставки газа, но и размещение гособлигаций: она собирается искать там замену западным инвесторам
Bloomberg

Западные рынки закрылись пока для госбанков, Газпромбанка, «Роснефти» и «Новатэка». В следующем пакете санкций ЕС возможен запрет европейским инвесторам покупать новые выпуски ОФЗ. В этих условиях ЦБ, по словам Моисеева, намерен совместно с ключевыми игроками продвигать российские бумаги на азиатские рынки, где Россия сейчас «мало известна, по ней лимиты не открыты, связей не наработано».

На фоне санкций Центробанк намерен привлечь в российские ОФЗ и рублевый корпоративный долг инвесторов из Азии и арабских стран. «Сейчас, когда у нас есть определенные сложности с доступом на рынки долгосрочного финансирования, у нас происходит смена приоритетов с точки зрения диверсификации инвесторов в российские долговые обязательства», - заявил директор департамента финансовой стабильности ЦБ Сергей Моисеев (здесь и далее цитаты по Reuters).

Для начала ЦБ хочет продвигать бумаги в ключевых азиатских центрах - Сингапуре, Гонконге, Шанхае и Токио - там, где аккумулируются основные пулы ликвидности суверенных фондов и фондов, специализирующихся на развивающихся рынках. «Если этот опыт будет успешен, то второй крупнейший центр по аккумуляции подобных ресурсов - это исламские финансы, суверенные фонды арабского мира - Саудовская Аравия и Катар. Это означает изменение состава инвесторов в Россию, - сказал Моисеев.- Европейские рынки более емкие и ликвидные и с меньшей доходностью. Азия этим похвастаться не может, но это - второе лучшее решение».

К июлю нерезидентам, по данным ЦБ, принадлежало 25,6% ОФЗ (945 млрд руб. по номиналу). Максимальной их доля была в апреле 2013 г. - более 28%. При этом иностранцы предпочитают длинные бумаги: наибольшая доля нерезидентов приходится на ОФЗ срочностью 5-7 лет (более 40%), в то время как основные внутренние долговые инвесторы - банки - 70% держали в коротких выпусках (с погашением до года), следует из данных ЦБ.

Когда Минфин размещал первые выпуски евробондов, роуд-шоу проходило в Европе, США и Гонконге, вспоминает председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин, бывший первый замминистра финансов и первый зампред ЦБ, предупреждая, что выход в Гонконг не позволяет принципиально расширить базу инвесторов - там, как и на других мировых площадках, работают одни и те же глобальные фонды.

«Если бы у азиатских инвесторов был большой интерес к российскому госдолгу, они бы покупали бумаги и раньше», - говорит Вьюгин. Однако большого интереса к российским корпоративным бондам или ОФЗ не отмечается, продолжает Вьюгин: азиатские инвесторы сами нуждаются в капитале, азиатский регион быстро растет, он сам реципиент капитала, локальные фонды, например китайские, больше заинтересованы инвестировать в китайскую экономику. Исключение, по его словам, - суверенные фонды, которые стремятся к большей страновой диверсификации, но им интересен не госдолг, а прямые инвестиции. Учитывая собственные потребности региона в капитале, объем инвестиций из азиатских фондов будет небольшим - до $10 млрд, резюмирует Вьюгин.

Потенциал вложений азиатских институциональных инвесторов в ОФЗ может достигать десятков миллиардов долларов, оценивает аналитик «Уралсиб кэпитал» Дмитрий Дудкин, вспоминая свой опыт общения с японскими фондами, которые рассматривали возможность вложить в рублевый долг суммы порядка $0,5-1 млрд.

«Разговаривать с азиатскими инвесторами надо, они даже больше, чем европейцы, проявляли интерес к инвестициям в рублевый долг, стремясь диверсифицировать свои крупные портфели и заработать на более высокой ставке локального рынка», - говорит Дудкин, горизонт инвестиций у многих азиатских фондов - 10 лет и более, они менее чувствительны к краткосрочным движениям курсов и ставок. Сейчас доходности ОФЗ близки к двузначным. Такого не было с 2003 г., если не считать конец 2008 г.

Заходить в российский госдолг при таких ставках было бы интересно, если бы не политические риски, к которым чувствительны любые инвесторы, отмечает Дудкин, поэтому азиатские инвесторы не спасут российских эмитентов от санкций.

«Можно попытаться раскрутить интерес азиатских инвесторов, для начала нужно вести переговоры с суверенными фондами, но потребуются неординарные решения, - полагает Вьюгин. - Текущая доходность российских бумаг - не единственный аргумент, инвесторам надо понимать, что будет с российской экономикой».