Российские налоговики могут начать получать информацию из офшоров

Российские налоговики могут начать получать информацию из офшоров. Необходимая для этого конвенция готовится к ратификации в Госдуме

Сегодня комитет Госдумы по бюджету и налогам собирается рассмотреть правительственный законопроект «О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам». Вопрос включен в повестку заседания, следует из данных на сайте Госдумы.

Правительство подготовило уже несколько антиофшорных законопроектов (см. врез), но для их реализации нужен обмен информацией, признавали чиновники Минфина и налоговики. Ратифицировав конвенцию, Россия присоединится к механизму автоматического обмена данными, стандарты которого разработаны ОЭСР, говорил в недавнем интервью «Ведомостям» руководитель ФНС Михаил Мишустин. Ее ратифицировали 42 юрисдикции, в том числе многие офшоры (например, Ангилья, Белиз, Бермуды, Каймановы острова, БВО, Коста-Рика, Кюрасао, о. Мэн, Гернси, Гибралтар, Джерси, Монтсеррат, Сент-Мартен). Еще 67 юрисдикций подписали конвенцию, среди них офшоры Британские Виргинские острова, о. Мэн, Белиз, Гибралтар, Кюрасао.

Законопроект о ратификации был подготовлен Минфином еще в начале года, но завис в правительстве, а потом в Госдуме, рассказывал чиновник Минфина, возможно, из-за обострения отношений с ОЭСР. После ратификации конвенции потребуется около двух лет для внедрения механизма обмена информацией, оценивал Мишустин: год примерно на разработку нормативной базы и полгода - на решение технических вопросов.

Сейчас обмен налоговой информацией осуществляется по отдельным запросам о конкретном налогоплательщике и нарушениях, на ответ может уходить несколько месяцев, объясняет чиновник Минфина: такое сотрудничество не приносит больших результатов. При автоматическом обмене налоговики ежегодно обмениваются всей собранной у своих финансовых институтов информацией. Конвенцией также предусмотрен спонтанный обмен: налоговики оповещают коллег из другой страны, если заметят какие-то подозрительные операции, совершенные ее резидентами. Позволяет она проводить и совместные выездные проверки.

Если Россия ратифицирует конвенцию, она может запустить обмен информацией по отдельным запросам со всеми ратифицировавшими ее странами, в том числе офшорами. Но для автоматического обмена одной ратификации мало: нужно еще заключить двусторонние соглашения с другими странами, указывает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. Ратификация конвенции - дополнительный аргумент для переговоров с офшорами, полагает он. А вот для спонтанного обмена дополнительные соглашения не нужны, если передача информации разрешена законодательством государств, продолжает Захаров: «Во многих развитых странах спонтанный обмен не разрешен из-за режима налоговой или банковской тайны».

Трудно оценить эффект от внедрения новой системы, важно не количество пойманных налогоплательщиков, а сам сигнал, объясняет чиновник ФНС: зная, что налажен автоматический обмен информацией с другими странами, недобросовестный бизнес может отказаться от незаконной налоговой минимизации.