Экономические проблемы и ужесточение регулирования заставляют банки садиться на диету

Ключевыми направлениями оздоровления банковского сектора являются сокращение издержек, автоматизация процесса обслуживания клиентов, диверсификация активов и контроль их качества, а также отказ банков от участия в рискованных бизнес-процессах

Автор - председатель правления Росбанка

В 2013-2014 гг. российский банковский сектор столкнулся с целым комплексом внутренних и внешнеэкономических факторов, приведших к замедлению его развития. В результате изменений в политике Федеральной резервной системы США, а также на фоне неблагоприятных экономических прогнозов курс рубля по отношению к доллару начал снижаться, что, в свою очередь, увеличило инфляционные риски. Инфляция способствовала повышению цен на потребительские товары, а политические риски, связанные с событиями на Украине, привели к сокращению инвестиционных расходов, вследствие чего Банк России снизил прогноз темпов роста экономики на 2014 г. с 1,5-1,8% до 0,4%. При этом тенденция к замедлению темпов роста российского ВВП наблюдается уже несколько лет - с 4,3% в 2011 г. до 1,3% в 2013 г.

Подобные системные и внеплановые риски влияют на платежеспособность заемщиков, способствуют накоплению плохих долгов на балансах банков и ведут к замедлению роста их пассивов. Еще одним следствием снижения платежеспособности населения становится его высокая закредитованность, имеющая тенденцию к ежегодному увеличению. По данным ЦБ, при росте кредитов и прочих размещенных средств на 19% просроченная задолженность увеличилась на 11,2% и на начало 2014 г. составила 1,4 трлн руб., в то время как на начало 2012 г. при росте кредитов на 29,6% просроченная задолженность увеличилась на 9,4%. При этом ускорение роста просрочки характерно как для розничного, так и для корпоративного сегментов.

В условиях экономической нестабильности одна из ведущих ролей в процессе контроля над банковской системой передается регулятору. Начиная с III квартала 2013 г. началась чистка банковской системы, и сейчас процесс оздоровления находится в активной фазе: с начала 2014 г. ЦБ отозвал лицензии уже более чем у 50 кредитных организаций. Подобная политика оказывает давление на финансовый сектор и клиентов, способствуя перетоку средств из средних и мелких банков в крупные, прежде всего государственные. Она ослабляет мелкие и региональные кредитные организации, однако сколь-либо значительного оттока средств из финансовой системы не происходит, просто денежные потоки перераспределяются в пользу более крупных игроков рынка.

Такие явления характерны не только для российского финансового рынка. За последнее десятилетие как в США, так и в Европе наблюдается устойчивая тенденция к сокращению числа банков и постепенному слиянию небольших кредитных организаций с более крупными. Так, в 1980-е гг. в США насчитывалось свыше 18 000 банков, а концу 2013 г. их количество, по данным Федеральной корпорации страхования вкладов (FDIC), сократилось до чуть менее 7000, упав до рекордного минимума. Аналогичные процессы происходят и в Европейском союзе. По данным ЕЦБ, за 2009-2012 гг. банки ЕС закрыли около 20 000 отделений.

Можно сказать, что централизация и концентрация банковского сектора, а также выделение системообразующих банков в единую группу - это новый долгосрочный тренд для России, стремящейся идти в ногу с современными тенденциями. Отечественный банковский сектор избавляется от недобросовестных и склонных к излишнему риску игроков, имеющих финансовые бреши, проблемы с ликвидностью и соблюдением законодательства. Поэтому ликвидация неплатежеспособных кредитных организаций скорее оздоравливает российский банковский сектор, нежели ослабляет.

Одним из приоритетных направлений регулятивного надзора в 2014 г. останется работа с банками, имеющими непрозрачную структуру собственности. Особое внимание будет уделяться диагностированию проблем в деятельности кредитных организаций на ранних стадиях их возникновения, а также определению уровня кредитных рисков, принимаемых банками. В целом регулятор будет стремиться перевести свою работу в русло досрочного профилактического предупреждения банкротства финансовых организаций. Отслеживать потенциально рискованную политику банков регулятору поможет стандарт «Базель III», вступивший в силу в России в начале 2014 г. «Базель III» предъявляет повышенные требования к качеству и достаточности капитала, уровню ликвидности, а также настаивает на ужесточении требований к раскрытию банковской информации.

Замечу, что банки должны самостоятельно корректировать свою политику исходя из условий и долгосрочных прогнозов финансового рынка, не дожидаясь, пока в их деятельность вмешается регулятор. Например, введение стандарта «Базель III» на территории России было всего лишь вопросом времени, поэтому банки, заранее не озаботившиеся качеством своих активов, несут полную ответственность за возможные финансовые потери. Несмотря на экономический кризис 2008 г., заставивший кредитные организации лучше следить за своими активами, ухудшение их качества все равно остается системной проблемой банковского сектора.

Учитывая текущую волатильность курса рубля и прочие риски, в этом году банковский сектор ожидает дальнейшее ухудшение качества активов. Большинство банков учли этот фактор и начали осторожнее подходить к процессу выдачи кредитов и ужесточать требования к заемщикам. Несмотря на возможные сложности, которые могут возникнуть в процессе оформления кредитов, с точки зрения клиентов эта мера имеет скорее положительный эффект. Банки не будут идти на необоснованные риски и выдавать кредиты заведомо неплатежеспособным заемщикам, ставя под удар собственную финансовую стабильность и денежные средства своих вкладчиков. В долгосрочной перспективе такая политика поможет стабилизировать финансовый рынок, что благотворно отразится как на банках, так и на их клиентах.

Помимо прочего, банковскому сектору придется оперативно реагировать на сужение возможностей экстенсивного роста. По прогнозам аналитиков, в 2014 г. темп прироста кредитного портфеля не превысит 15%. Учитывая тот факт, что основным драйвером роста банковских доходов является сектор розничного кредитования, подобное понижение можно назвать очень чувствительным. В сложившейся ситуации лучше всего себя будут чувствовать универсальные банки с разнообразными программами, а кредитные организации, занимающиеся преимущественно потребительским кредитованием, столкнутся с неизбежными затруднениями. Многим банкам придется снижать издержки на операционное обслуживание, и одним из способов решения этой проблемы для многих стало дальнейшее продвижение онлайн-сервисов, где банки предлагают клиентам открывать и обслуживать счета и проводить ежедневные денежные операции. В качестве дополнительной мотивации банки повышают ставки по депозитам, которые вкладчики самостоятельно открывают при помощи онлайн-банкинга.

Свой неблагоприятный след в российской экономике оставили и политические санкции, которые способствовали оттоку капитала, а также ухудшили условия привлечения внешнего финансирования. Так, Citigroup заявил, что объем его российских кредитов в январе-марте сократился на 9%, за тот же период кредитный JP Morgan Chase снизил объем кредитов на 13%, а Bank of America Merrill Lynch сообщил об уменьшении общей суммы заимствований на 22%.

К 2015 г. рост ожидает только те банки, что смогут адаптировать свои бизнес-модели под новые экономические реалии и ужесточившиеся требования регулятора. Ключевыми направлениями оздоровления банковского сектора являются сокращение издержек, автоматизация процесса обслуживания клиентов, диверсификация активов и контроль их качества, а также отказ банков от участия в рискованных бизнес-процессах в соответствии с нормативами «Базеля III».