Чистка банковского сектора - основная причина падения рубля

При нынешних темпах отзыва лицензий девальвация рубля, спровоцированная бегством в валюту банков, проводивших сомнительные операции, может длиться еще более пяти лет

В середине сентября мы наблюдали отвесное падение рубля и против доллара, и против евро, в результате чего отечественная валюта достигла исторических минимумов. Например, 16 марта на мировых рынках доллар корректировался вниз, так что ответ в стиле "это не рубль падает, а доллар укрепляется" явно не выглядел бы столь же убедительным, как в марте.

Вместе с тем надо заметить, что столичные сетевые и обычные ритейлеры, а также банкиры пока не демонстрируют признаков паники - в отличие от предыдущих похожих эпизодов, в частности 22 сентября 1993 г. (падение рубля на 20%), в "черный вторник" 11 октября 1994 г. и более свежего в памяти августа 1998 г. Ценники в бутиках и продуктовых сетях практически никто не переставляет, скопления продуктов с немаркированными ценниками в магазинах не наблюдается, и тотальной скупки бытовой техники, круп, вермишели и сахара мы также, по крайней мере пока, не видим.

Большинство валютных экспертов называют основной причиной девальвации рубля санкции, однако мы придерживаемся другого мнения. Именно из-за отсутствия системного кризиса во всех секторах российской экономики мы склонны в большей мере проводить параллель между текущими событиями и банковским кризисом 2004 г., когда с рынка ушли ряд крупных банков, включая Гута-банк. Эта версия также может объяснить причины бездействия Банка России и отсутствия валютных интервенций: ведь на кону тогда были долгие годы кропотливой работы по восстановлению доверия к рублю после дефолта 1998 г., риск возврата к «у. е.» (по крайней мере, на неофициальном рынке) и усилия по тотальному индексированию пенсий, пособий и стипендий (очень трудоемкой и затратной работы «в пустоту»). Трудно также согласиться с мнением, что динамика курса рубля жестко привязана к объявлению санкций: дескать, как объявляют новый пакет санкций, так курс доллара взлетает на очередные рубль-полтора. Во-первых, это был бы слишком простой механизм валютного манипулирования, к которому можно было бы загодя готовиться и эффективно ему противодействовать. Во-вторых, если оставить демагогию и построить на графике рубля точки, соответствующие моментам объявления санкций, искомой жесткой корреляции не обнаружится.

Итак, основная причина обвала рубля - действия российских банков, которые находятся под риском отзыва лицензий. Методичность, с которой объявляются новые имена неблагонадежных участников банковского сектора, поражает воображение. (Трудно поверить, что в течение долгих лет у этих кредитных организаций финансовая отчетность была в полном порядке и регуляторы не находили в их действиях «признаков состава преступления» - но это так, к слову.) ЦБ РФ в такой ситуации не будет поддерживать рубль, понимая, что перевод средств в валюту спровоцирован паникующими горе-банкирами, надеющимися к своему «судному дню» остаться при деньгах (пусть и с пустыми хранилищами). В начале года в российской банковской системе насчитывалось 923 банка, но на текущий момент осталось порядка 875. Иными словами, за истекший период с рынка ушли 48 кредитных организаций, большая часть из которых выступила в роли «убийц рубля». Если предположить, что банки первой сотни чисты перед законом, то за вычетом уже выбывших участников рынка в зоне риска остаются порядка 775 банков.

Наконец, последний довод о сугубо банковско-спекулятивной сути нынешнего обвала рубля кроется в достаточно продолжительном периоде девальвации на фоне в общем-то улучшающихся макроэкономических показателей России - таких, например, как профицит федерального бюджета, счета текущих операций и, конечно, внешнеторгового баланса, а также отношение внутреннего долга к ВВП. Вместе с тем с начала года рубль уже упал к доллару на 15% (или более 20% годовых). При таком сильном и продолжительном падении субъекты повседневного низкомаржинального бизнеса - ритейлеры, рестораторы, аптеки, турагентства, поставщики бытовых услуг и т. п., у большинства из которых чистая рентабельность существенно ниже вышеупомянутых 20% годовых, - должны были не продавать рубли, а наоборот - покупать их с целью воспользоваться моментом и расплатиться с кредиторами, чего на деле не происходит. Руководствоваться принципом «продать во что бы то ни стало и спасти хотя бы половину денег, а дальше хоть трава не расти» могут не просто спекулянты, а те из них, у кого очень ограничено время. Методом исключения несложно прийти к выводу, что таковыми являются мелкие банки, находящиеся в шаге от потери лицензий. Понятно, что менеджмент таких банков прекрасно знает, за какие именно операции ЦБ отзывает в наши дни лицензии, а также какую долю в прибыли их банков в прошлом занимали эти операции.

Иными словами, на валютном рынке происходит настоящее состязание по бегу с препятствиями между сомнительными субъектами банковского бизнеса и финрегулятором. Если консервативно предположить, что каждый второй из вышеупомянутых 775 банков занимался в той или иной мере видами деятельности, которые не слишком приветствует нынешнее руководство ЦБ, то нетрудно прийти к выводу: для завершения нынешнего этапа девальвации рубля потребуется 388 банков*8 месяцев (январь - август включительно, для простоты)/48 банков = 65 месяцев, или 5,4 года! Если ЦБ ускорится, это грозит рублю еще большим обвалом, поэтому есть только один способ - ограничивать темпы отзыва лицензий.

Добавим, что мы не склонны абсолютно отрекаться от роли санкций и снижения цен на нефть в нынешнем этапе девальвации рубля, однако подчеркиваем, что эти факторы носят лишь вторичную, усиливающую роль в наблюдающемся фиаско национальной денежной единицы.

Автор - директор аналитического департамента ИГ «Норд-капитал»