Московская биржа готова к проведению сделок с внебиржевыми инструментами

Московская биржа готова к проведению сделок с внебиржевыми инструментами, осталось аккредитоваться в Европейском управлении по ценным бумагам и рынкам (ESMA)

ЦБ может обязать проводить внебиржевые сделки с деривативами (ОТС) только через Национальный клиринговый центр (НКЦ, входит в группу Московской биржи), предупреждал в октябре 2013 г. первый зампред Центробанка Сергей Швецов, называя ориентировочный срок - через 1,5 года.

Требования по централизованному клирингу внебиржевых производных финансовых инструментов (ПФИ) планируется вводить поэтапно, что закреплено в том числе обязательствами России перед G20, сообщил представитель Центробанка, добавив, что сроки введения таких требований и их очередность обсуждаются с профучастниками.

Желание ЦБ снизить риски сделок за счет участия в них центрального контрагента понятно, внебиржевой рынок деривативов большой - открытые позиции по свопам составляют $50-100 млрд, оценил директор по срочному рынку Московской биржи Роман Сульжик. По всем видам деривативов открытые позиции превышают $50 млрд, полагает Дмитрий Пискулов, предправления Национальной валютной ассоциации, проводившей опросы банков на эту тему.

Но, как выяснили «Ведомости», вопрос об обязательном переходе деривативов на организованные торги отложен. «На заседании комитета Национальной фондовой ассоциации (НФА) по ПФИ было решено, что клиринг сделок с деривативами будет проходить в НКЦ на добровольной основе, а обязательным станет только после того, как НКЦ пройдет аккредитацию [ESMA]», - рассказал президент НФА Константин Волков. «Это совместное решение с участниками рынка, понятно, что переходить к клирингу по сделкам в НКЦ нужно, это общемировой тренд, но таким образом, чтобы не потерять рынок», - говорит Волков, уточняя, что данная позиция согласована с ЦБ.

С 15 сентября 2013 г. европейским финансовым компаниям, работающим на рынке внебиржевых деривативов, запрещено проводить сделки с не аккредитованными в ESMA клиринговыми организациями. «Участники высказывают пожелания по аккредитации НКЦ в ESMA», - говорит Сульжик.

Пока НКЦ не пройдет аккредитацию, банкам будет затруднительно заключать через него сделки с европейскими партнерами. «Расчет производных инструментов по требованиям «Базеля III» в неаккредитованном участнике существенно давит на капитал», - напоминает Станислав Ярушевичюс из ING, констатируя, что сейчас работать с европейскими банками через НКЦ чрезмерно дорого. ЦБ «предпринял необходимые действия для инициирования процедуры признания российского центрального контрагента, но пока обозначить какие-либо сроки не представляется возможным», сообщил представитель ЦБ, указав, что это параллельный процесс, не связанный с заведением на НКЦ внебиржевых деривативов.

Российским участникам торгов «существенно удобнее заключать сделки через биржу», отметил Ярушевичюс. Не нужно подписывать с каждым из 20-30 контрагентов соглашение, оценивать риски, настраивать систему управления залогами, перечисляет он преимущества организованных торгов.

«Мы сделали в тестовом режиме сделку с деривативами на бирже, но продолжили заключать сделки напрямую с банками», - делится опытом Сергей Романчук из Металлинвестбанка. Сделки через биржу требуют фондирования и перестройки операционной и бухгалтерской систем, объясняет он, отмечая интерес коллег проводить сделки через биржу. «Особенно это становится актуально с сокращением лимитов банков друг на друга. Появился риск неисполнения обязательств даже со стороны госбанков из-за санкций, - говорит Романчук. - В такой обстановке все больше становятся интересны сделки через центрального контрагента».

Биржа, по словам Сульжика, выстроила всю инфраструктуру, но он опасается, что ЦБ будет «загонять клиентов административными методами», что может навредить рынку. «Нам бы хотелось, чтобы регулятор сделал услугу клиринга с центральным контрагентом экономически привлекательной - например, уменьшив к таким сделкам регуляторные требования», - говорит Сульжик, приводя в пример опыт биржи. Чтобы сделать востребованнее торги процентными и валютными свопами (до 5 лет), она ввела плату за обеспечение: «Мы платим процент на обеспечение в размере ставки Ruonia минус 100 базисных пунктов, это беспрецедентный случай».

Вопрос принятия сделок на клиринг в НКЦ остается открытым: необходимо изменение инструкции ЦБ по расчету достаточности капитала. Сейчас каждая внебиржевая сделка оценивается с точки зрения давления на капитал и биржа оставляет за собой право отказать в расчете сделки, «а нужно поставить сделки на поток», уверен Сульжик. Ярушевичюс против обязательного порядка перевода деривативов: «ЦБ может снизить давление на капитал, если сделка проходит через НКЦ, до 5%». «Важно, чтобы услуга клиринга с центральным контрагентом была экономически выгодной для участников, например, за счет уменьшения к таким сделкам регуляторных требований», - соглашается Сульжик.