Росавтодор подготовил методику отбора инвестпроектов для регионов

Росавтодор поможет регионам готовить проекты, которые могли бы профинансировать частные инвесторы. Но регионы это не спасет, предупреждают эксперты
Андрей Махонин/ Ведомости

Росавтодор разработал методику отбора и подготовки инвестпроектов (документ опубликован на сайте ведомства). Использовать ее, в частности, смогут регионы: они давно испытывают проблемы с финансированием дорожного хозяйства, поэтому нуждаются в привлечении инвестиций, но единого подхода и наработанной практики почти нигде нет.

Методика определяет, как выбрать между стандартным госзаказом, различными формами государственно-частного партнерства (ГЧП) для платных и бесплатных дорог. Выбор механизма нужно будет обосновать, приведя не менее пяти возможных альтернатив. Проектные материалы будет согласовывать Росавтодор: ведомство проверит заявку, обоснование, расчеты, заключение независимого аудитора, бизнес-план, матрицу рисков (см. врез), а также соответствие проекта целям Транспортной стратегии до 2030 г. Если региональный проект будет утвержден, появится шанс получить софинансирование из федерального дорожного фонда.

Деньги на инвестиционные инициативы регионов поможет собрать структура госкорпорации «Ростех»: с ноября следующего года должна заработать система взимания платы за проезд по федеральным трассам для тяжелых грузовиков, ее оператором будет назначенная правительством «РТ-инвест транспортные системы». Все собранные средства будут перечисляться в федеральный дорожный фонд, прогноз сборов - порядка 50 млрд руб. в год. Минтранс предлагает все эти деньги отдавать регионам, чтобы они могли использовать эти средства для запуска инвестпроектов, рассказал на этой неделе министр транспорта Максим Соколов. Средства, собранные с фур в федеральный дорожный фонд, действительно скорее всего пойдут в регионы, рассказывает федеральный чиновник, а затем к ним прибавятся и доходы регионов от аналогичных систем для региональных дорог, другие источники для их дорожных фондов придумать сложно.

Регионам не хватает средств, чтобы выполнить поручение президента Владимира Путина удвоить темпы строительства дорог: в региональных фондах средств даже меньше, чем нужно на текущее содержание и ремонт (см. график). Проекты с использованием частных инвестиций рассматриваются как один из вариантов решения проблемы, говорит федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру. Однако это точечный инструмент, подобных проектов вряд ли будет много - поручение таким образом не выполнишь, признает собеседник «Ведомостей». Это не значит, что такие инициативы не нужны, подчеркивает другой федеральный чиновник. Лучше построить или реконструировать участки трасс там, где это наиболее необходимо, даже если нужно привлечь больше финансирования, а не нагонять километраж за счет однополосных дорог где-нибудь в степях, объясняет чиновник.

Вслед за крупными проектами на федеральном уровне и в Санкт-Петербурге второй волной будут реализовываться проекты меньших масштабов, к примеру имеющие альтернативный бесплатный проезд мосты в региональных центрах или же объездные дороги вокруг городов, считает партнер инфраструктурной практики «НЭО центра» Алексей Медников. Правда, экономику проектов предстоит тщательно просчитывать, подчеркивает он: покупательная способность населения в регионах ниже, а деньги для инвестора все дороже. Финансовые институты пока все равно готовы участвовать в таких проектах, считает Медников: ведь любой инфраструктурный проект - это длинные деньги, при этом с достаточно прозрачным механизмом возврата инвестиций частной стороне со стороны государства.

Стоимость денег просто будет переложена на государство, вздыхает сотрудник компании, участвующей в автодорожных проектах, поэтому сейчас вопрос привлечения частного финансирования становится все более дискуссионным.

Обязательства региона по контрактам ГЧП приравниваются к долговым, напоминает Карен Вартапетов из S&P. Хотя по Бюджетному кодексу обязательства по ГЧП не относятся к долговым, по их экономической сути их относят к долгам, объясняет он: т. е. регион, запускающий такие проекты, фактически наращивает долговую нагрузку и снижает кредитоспособность. А у регионов и так тяжелая ситуация с долгами, отмечает Вартапетов: по итогам первого полугодия в 35 регионах долг превысил 50% собственных доходов, к концу года таких регионов будет еще больше.