Россиянам - владельцам офшоров стоит продемонстрировать свою чистоту налоговикам США

Закон FATCA поставил все финансовые организации мира перед выбором: либо выпасть из системы международных расчетов, либо заключить с Налоговым управлением США соглашение о контроле всех клиентов и платежей в его пользу

Нынешний год оказался богат на неприятные новости для владельцев размещенного за границей капитала. Подготовлен и скоро вступит в силу закон о контролируемых иностранных компаниях, ужесточен режим личных иностранных счетов. А иностранные банкиры из-за санкций против России повысили требования к российским клиентам и стали запрашивать больше документов.

За всем этим осталось почти незамеченным вступление летом в окончательную силу американского закона от 18 марта 2010 г. «О налоговом контроле за иностранными счетами», более известного как закон FATCA (не путать с FATF - международной организацией, устанавливающей стандарты борьбы с отмыванием денег).

Для тех, кто хранит деньги в иностранных банках, этот многостраничный документ постепенно становится неприятной реальностью.

Закон FATCA поставил все финансовые организации мира (не только банки) перед выбором: либо полностью выпасть из системы международных расчетов, либо заключить с Налоговым управлением США (IRS) соглашение о контроле всех клиентов и платежей в его пользу. Сейчас в мире активно идет процесс регистрации в IRS банков, фондов, инвестиционных компаний, брокеров и прочих организаций финансового толка (делается это просто, через сайт). Им присваивают GIIN - номер, который следует указывать при расчетах; организации при этом обязуются внедрить процедуры тотального контроля клиентов и платежей и удерживать налог в размере 30% с любого непрозрачного платежа.

Для «российских» офшоров это означает следующее. Во-первых, их бенефициаров должны будут теперь проверять «до второго колена», с выявлением скрытых контролирующих лиц. Во-вторых, если деятельность офшора преимущественно инвестиционная (займы, инвестиции), банк может по формальным признакам отнести его к «финансовым посредникам» (термин FATCA) и заставить самого пройти регистрацию в IRS или закрыть счет. Одному нашему клиенту указал на дверь прибалтийский банк, разглядев в его зарегистрированной на Сейшельских островах компании (она покупала и продавала акции) признаки финансовой деятельности.

FATCA требует от всех участников системы распределять своих клиентов по категориям; самая желанная для российских «офшорных капиталистов» - NFFE (иностранное нефинансовое лицо). Но доказать, что ваш офшор - NFFE, непросто. Если владелец счета - компания с историей, банк попросит отчетность за три года с разбивкой по видам дохода, чтобы убедиться в том, что финансовая деятельность для нее не является основной. А также запросит данные по всем остальным аффилированным лицам, чтобы точно знать, что ваш офшор не входит в какую-либо финансовую группу.

Если не предоставлять данные, то с любого платежа, который может теоретически (не обязательно по факту) быть связан с американским доходом, банк должен будет удержать и перечислить в американский бюджет 30%-ный налог. При этом не важно, в какой стране функционирует банк, в какой - действует клиент и откуда идут деньги.

Поэтому всем владельцам компаний, на которые открыты счета, советую подумать о правильной классификации компании в обслуживающем банке. Если отчетность восстанавливать не хочется, лучше откройте новую компанию - к ним требования FATCA мягче. Если ваши семейные или бизнес-активы оформлены на фонд (fund, не foundation), обязательно пройдите на сайте IRS регистрацию и получите GIIN-номер. Потом попросите юристов настроить вам правила внутреннего контроля.

Очень тщательно следует изучить закон тем, у кого имеется американский паспорт или вид на жительство либо таковые есть у ближайших родственников, чья компания имеет подразделение в США, а если в компании американскому лицу принадлежит доля в 10% или более, в перечисленных случаях по закону FATCA ваша компания может считаться «американским лицом» (US Person). Если об этом узнает обслуживающий банк, обо всех ее счетах и платежах он будет обязан сообщать в IRS. Хотя налог, как ни странно, с таких платежей не возьмут: предполагается, что IRS и так вас достанет. Ведь закон FATCA введен только для «слепого» обложения нераскрытых лиц.

Четвертый раздел налогового кодекса США, на который ссылается FATCA, обязывает участников контроля не только изучать документы клиентов, но и выискивать в их анкетных сведениях косвенные признаки связи с США. Таким признаком может быть, например, американский сотовый номер, указанный в анкете как запасной телефон для связи. Или адрес американской квартиры для получения почты. Если вы не «американское лицо», избегайте любых таких косвенных признаков, иначе вы играете с огнем.

Если же вы сами банкир, брокер или управляющий активами и ваша организация до сих пор не вступила в FATCA, сделайте это немедленно. Иначе во всех международных расчетах ваша структура будет считаться «не участвующим финансовым посредником», для которых по закону предусмотрено безусловное удержание 30% налога с определенных типов платежей.

Полный объем нормативного материала, из которого состоит FATCA, составляет около 600 страниц текста. Вряд ли неамериканские финансовые структуры найдут у себя ресурсы для досконального изучения и понимания всех его нюансов. Это значит, что в отношении клиентов и платежей, статус которых не до конца выверен, будут перегибы: банк скорее удержит 30% (или доложит о счете в IRS), чем будет разбираться в деталях, чтобы помочь клиенту.

Автор - партнер юридической фирмы «Джон Тайнер и партнеры»