На платных дорогах могут исчезнуть шлагбаумы

Консультанты предложили способ сэкономить на проектах платных дорог: убрать шлагбаумы и собирать плату после проезда машин. Чиновники не против
Убрать шлагбаумы - вот способ сэкономить на строительстве платных трасс (на фото Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге)/ Интерпресс/ PhotoXPress

Завтра госкомпания «Автодор» и «открытое правительство» проведут публичное обсуждение технологического и ценового аудита двух участков Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). «Ведомости» ознакомились с презентациями результатов.

Секцию 3 (105 км от Солнечногорского до Ногинского района) проверял «НЭО центр», секцию 5 (76 км от Наро-Фоминского до Солнечногорского района) - институт «Стройпроект» вместе с COWI Consulting. Проекты существенно отличаются (см. врез), но в обоих есть резерв для снижения цены, следует из заключений консультантов.

Стоимость секции 3 (с учетом будущего расширения) можно было бы снизить на 9%, секции 5 - на 1,67%. Резерв экономии на секции 5 небольшой, поскольку затраты и так были существенно снижены после госэкспертизы, замечает человек, близкий к Минтрансу и знакомый с результатами аудита, зато есть резерв для технологической оптимизации. Это увеличит капзатраты, но потом позволит сэкономить на стадии эксплуатации, объясняет он.

Аудиторы указали и на риски проекта: интенсивность движения на секции 5 может оказаться столь высокой, что потребуются меры по снижению транспортной нагрузки. Среди них возможное введение платы за проезд на тех участках, где есть бесплатный альтернативный проезд. С трассой связано множество дорог, интенсивность движения высока, предстоит возвращать инвестиции фонда национального благосостояния, следует из презентации. Идея сделать проезд частично платным (например, на отдельных участках или для транзитного транспорта), чтобы избежать перегрузки, действительно есть, подтверждает чиновник, участвующий в обсуждении проекта.

Но если собирать плату на пунктах со шлагбаумами, оптимизировать расходы не удастся, предупреждают аудиторы, сохранится риск заторов. Так, на секции 3 предполагается установить четыре пункта взимания платы, т. е. водителю придется получать талон каждые 25-30 минут, говорится в презентации «НЭО центра». Сами пункты с кассирами в будках дорого обходятся, сетует сотрудник компании, участвующей в строительстве и эксплуатации платных дорог: только выкуп земли вблизи Москвы и Питера может увеличить стоимость каждого пункта до 1-2 млрд руб., а потом придется нести расходы на оплату труда кассиров.

Фиксировать проезжающие автомобили могут камеры или считывающие рамки, советуют аудиторы, а оплата будет производиться уже после проезда. Например, через терминалы, расчетный счет транспондера (персональное устройство для безостановочного проезда через пункты сбора платы), по sms или через приложение на смартфоне, предлагают аудиторы варианты. Капзатраты на создание такой системы почти в 5 раз ниже, она дешевле и в эксплуатации, указывают «Стройпроект» и COWI. Это может стать основной статьей экономии на секции 3 (см. график). При использовании такой системы собираемость платы снижается на 10-15%, но сокращаются и затраты на эксплуатацию, указывает партнер инфраструктурной практики «НЭО центра» Алексей Медников.

Пока для таких систем нет законодательной базы, указывают оба аудитора: сначала нужно ввести в КоАП ответственность за неоплату проезда по платным дорогам. К тому же нужно сопоставить базы данных ГИБДД и «Автодора», создать систему взимания штрафа, пишет «НЭО центр». Такие поправки уже готовятся, знают человек, близкий к Минтрансу, и сотрудник одной из компаний, участвовавших в обсуждении проекта ЦКАД. Если они будут приняты, появится возможность использовать такую систему и на других проектах платных дорог, объясняют они. Возможность сбора платы с помощью систем удаленной фиксации предусмотрена, например, на северном дублере Кутузовского проспекта, следует из конкурсной документации.

Представители «Автодора» и Минтранса отказались комментировать итоги аудита и идею использования безбарьерной системы до их официального обсуждения.

«Магистраль Северной столицы» (оператор платной дороги Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге) сейчас анализирует возможность внедрения такой системы на ЗСД, хотя по соглашению таких задач у концессионера нет, передал через пресс-службу гендиректор компании Алексей Бнатов. Важнейшее условие - поправки в КоАП, но в целом использование безбарьерной системы было бы «значительным шагом вперед», считает Бнатов.

Нормативная база не единственное препятствие, замечает представитель компании «Новое качество дорог» (оператор платного обхода Одинцова). Из-за погодных условий в России могут возникнуть проблемы с распознаванием номеров, объясняет он, а взять за основу системы безбарьерного проезда транспондеры пока нельзя, поскольку на всю страну их сейчас немногим более 100 000 (в Португалии на 5 млн зарегистрированных автомобилей - 3 млн). Идея перспективная, но для далекого будущего, резюмирует он.