Счетная палата: "Майские указы" Путина не будут выполнены к 2018 году

Правительство не сможет к 2018 г. достичь целей, поставленных перед ним в инаугурационных указах президента, пришла к заключению Счетная палата

Правительству не удастся в полной мере достичь целей, зафиксированных в его стратегических планах, говорится в заключении Счетной палаты (СП) на проект закона о федеральном бюджете на 2015-2017 гг. Производительность труда, реальные доходы населения, инвестиции к объему ВВП согласно инаугурационным указам Владимира Путина должны существенно вырасти к 2018 г. На основе этих указов сформирован и план работы правительства. Но динамика этих показателей за 2012-2014 гг. и прогноз до 2017 г. говорят о том, что цели недостижимы.

Планы были основаны на ожиданиях высокого роста экономики: в 1,6-1,7 раза за 2012-2020 гг. (в 2007-2012 гг. - почти на 40%, а она выросла на 9,3%); для этого в 2015-2020 гг. ВВП должен расти на 12,5-13% ежегодно, посчитала СП. Минэкономразвития прогнозирует, что в 2015 г. рост ВВП ускорится до 1,2% с 0,5% в 2014 г., но в реалистичности и этих скромных планов СП сомневается. Продолжающийся спад инвестиционного спроса, замедление потребления, высокая неопределенность и влияние взаимных санкций могут усилить отток капитала, привести к дальнейшему ослаблению рубля, ускорению инфляции, снижению кредитной активности, в итоге в 2014 г. рост может не дотянуть и до 0,5%. А его ускорение с 2015 г. недостаточно обосновано, считает СП: прогноз основан на росте инвестиций, прежде всего ТЭКа, но прогноз снижения цены газа почти на 19% к 2017 г. может привести к уменьшению выручки «Газпрома» и недовыполнению им инвестпланов. А надежды на рост частных инвестиций несовместимы с низкими темпами экономики, которые не позволят компаниям генерировать достаточный доход. Предложение Минэкономразвития увеличить госинвестиции, чтобы поддержать экономический рост, правительством отклонено, а региональные бюджеты жертвуют капвложениями в пользу расходов на оплату труда бюджетников.

С другой стороны, Минэкономразвития не представило прогноз на случай снижения цены нефти ниже $91/барр., что не исключено, и сохранения запрета на внешнее рефинансирование для компаний, указывает СП, тогда как ситуация требует комплекса корректирующих влияние санкций мер. По оценкам Минфина, сохранение неблагоприятных внешних условий может стоить России половины резервного фонда (см. врез).

Производительность труда за 2012-2018 гг. должна была вырасти на 50%, но к 2017 г., судя по прогнозу, вырастет только на 13,6%. Инвестиции в основной капитал согласно указу должны составлять 25% ВВП к 2015 г. и 27% к 2018 г., вместо этого они с 19,9% в прошлом году снизятся до 18,6% по итогам 2014 г. и до 18,4% к 2017 г. Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей к 2013 г. выросла в сравнении с 2011 г. лишь на 4,5% (цель в указе - 30% к 2018 г.). В целом на исполнение президентских указов бюджет потратит в 2015-2017 гг. 2,5 трлн руб., но расчеты, как финансирование связано с достижением параметров, не приведены, что не позволяет проанализировать эффективность этих расходов, сетует СП.

Одна из ключевых задач - обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда - также не будет решена, констатирует СП. Наоборот: трансферт из бюджета на обязательное пенсионное страхование к 2017 г. вырастет в сравнении с 2014 г. в 2,7 раза до 912 млрд руб., его доля в общих расходах бюджета на трансферты ПФР - с 15,7 до 27,1%. При этом размер средней пенсии снизится с 34,1% от средней зарплаты до 32,6%. Госпрограмма по развитию пенсионной системы не утверждена - кроме нее из 42 госпрограмм не готова также программа по обороноспособности. При этом социальная политика и оборона - крупнейшие расходные статьи бюджета, их доля в расходах вырастет с 47% в 2015 г. до 48,6% в 2017 г.

С тем, что выполнение наиболее социально значимого указа - индексации зарплат бюджетникам - будет скорректировано, правительство уже смирилось: в 2015 г. темпы индексации составят 5,5%, на уровень прогнозируемой инфляции, прежний план был примерно вдвое выше. Это может означать сокращение зарплат бюджетников в реальном выражении: СП сомневается в адекватности прогноза инфляции в 5,5%, в том числе двукратного падения темпов роста цен на продовольствие. На страны, импорт из которых Россия запретила, приходится 40% ввозимого продовольствия из «антисанкционного» списка, в товарных ресурсах (с учетом сырья для переработки) доля «запрещенных» товаров достигает по некоторым категориям 60% (говядина, молоко). Потенциал импортозамещения ограничен высокой загрузкой мощностей в пищепроме, указывает СП. Помимо этого в уточненном в конце сентября прогнозе повышена индексация тарифов для населения на 2015 г. на электроэнергию, тепло и железнодорожные перевозки (на 1; 1,5 и 2,5 п. п. соответственно до 8,5; 8,5 и 10%), а прогноз по инфляции, на которую динамика тарифов влияет существенно, при этом оставлен неизменным, указывает СП. Высокая инфляция негативно скажется на реальных доходах населения, вкупе с ростом кредитной нагрузки и просроченной задолженности по зарплатам это еще больше затормозит потребительский спрос и, соответственно, рост экономики, заключает СП.