Промышленность оценила девальвацию и эмбарго на импорт продовольствия

За три квартала промышленный выпуск вырос на 1,5%, сохранив темпы первого полугодия благодаря девальвации и эмбарго на импорт продовольствия

По данным Росстата, в III квартале рост промпроизводства составил 1,5%, как и за январь - сентябрь и за первое полугодие. По сравнению со II кварталом выпуск незначительно сократился (1,8%). В сентябре производство выросло на 2,8% к уровню сентября прошлого года после 0% в августе, а к августу со снятой сезонностью - на 1,6%, это максимум с февраля 2012 г. «Крайне сложно найти какую-либо позитивную новость из России в эти дни, и данные о промпроизводстве наконец-то стали такого рода новостью», - радуется Дмитрий Полевой из ING.

Правда, уточняет Полевой, сюрприз отчасти обусловлен тем, что в сентябре этого года 22 рабочих дня против 21 в сентябре 2013 г., что повлияло на показатель в годовом сравнении. В августе влияние календаря было противоположным, что обусловило примерно две трети ускорения темпов роста, подсчитали в ЦМАКП: если устранить это влияние, то рост в сентябре в годовом сравнении составил 1%, а не 2,8%. А в сравнении с августом - 0,1%, а не 1,6% (соответственно, в августе был не спад на 0,7% к июлю согласно Росстату, а рост на 0,2%).

В лучшем случае можно говорить о балансировании промышленности между стагнацией и очень слабым ростом, заключают в ЦМАКП: в обрабатывающем секторе рост со снятой сезонностью в сентябре чуть ускорился до 0,3% (0,2% - за III квартал после спада на 0,1% во втором и роста на 0,3% в первом), в добывающем - замедлился спад, до 0,2% (спад на 0,3% за III квартал после роста на 0,3% и нуля во II и I кварталах соответственно).

По расчетам Центра развития Высшей школы экономики, рост со снятой сезонностью в сентябре составил 0,9%, в том числе в обрабатывающей промышленности - 1,4%, в добывающей - 0,8%.

В сравнении с сентябрем прошлого года, по данным Росстата, выпуск в обрабатывающем секторе вырос на 3,6%. Рост был поддержан пищевой промышленностью (см. врез), что связано с запретом импорта продовольствия; в меньшей степени - легкой промышленностью, что связано с ослаблением рубля; а также металлургией, производством полувагонов и локомотивов, что связано с импортозамещением поставок с Украины, отмечает Полевой. Добывающий сектор увеличил выпуск на 2,4% за счет угольной отрасли и попутного газа, добыча нефти почти не выросла (0,8%), а газа - снизилась почти на 17%. В энергетике выпуск в сентябре упал на 0,8% из-за теплой погоды.

Девальвация рубля и ограничение украинских поставок остаются драйверами импортозамещения, эмбарго на импорт продовольствия добавило импульс пищепрому, в дальнейшем строительство газопровода в Китай поддержит спрос на трубы, однако все это вместе вряд ли способно компенсировать сокращение экономической активности в России, советует не обольщаться сентябрьским статистическим всплеском Полевой. Индекс деловой активности PMI в обрабатывающем секторе банка HSBC в сентябре ухудшился из-за замедления роста производства, новых заказов и резкого сокращения экспорта. Индекс настроений в промышленности, рассчитываемый Росстатом, в сентябре уменьшился в сравнении с августом на 1 процентный пункт до минус 5. Экономика вошла в негативную зону делового цикла, проанализировал росстатовские данные индекса экономических настроений директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович. Повышенная неопределенность участников опросов в оценке экономической ситуации ослабляет мотивацию «директорского корпуса» к интенсификации производства, приводит к сокращению горизонтов планирования и ухудшению инвестиционного климата, заключает он: при сохранении геополитических рисков стагнационная волна последних пяти кварталов перейдет в рецессию.