Росфинмониторинг признал, что риски отмывания денег через пенсионные накопления минимальны

Росфинмониторинг готов упростить частным пенсионным фондам работу с клиентами, поскольку «риски легализации незаконных доходов при работе с накопительными пенсиями минимальны»
НПФ по-прежнему смогут не знать лишнего о своих клиентах, но доверить их идентификацию кому попало больше не смогут/ Е. Разумный/ Ведомости

В полутени. 22

миллиона человек привлекли с 2004 г. негосударственные пенсионные фонды. Целиком сведения по этой базе никогда не обновлялись

Росфинмониторинг готов пойти на послабления в отношении частных пенсионных фондов. «Учитывая специфику обязательного пенсионного страхования, мы признаем, что риски легализации незаконных доходов [в этом виде деятельности] минимальны», - заявил «Ведомостям» замдиректора службы Павел Ливадный.

Антиотмывочный закон распространился на НПФ с июля 2013 г., к его требованиям оказались не готовы ни фонды, ни регуляторы. Проблемы возникли уже на стадии идентификации клиентов: закон требует, чтобы при заключении договора с застрахованным его идентифицировал сотрудник фонда, а не агент, как это было раньше. Фактически это лишает НПФ возможности привлекать новых клиентов - у них почти нет собственной сети, более 90% привлечения обеспечивали агенты.

Кроме того, выяснилось, что у НПФ недостаточно сведений об их клиентах - застрахованных и нет возможности ежегодно, как требует закон, обновлять эти данные.

До 2010 г. типовой договор граждан с НПФ (форма утверждалась правительством) вообще не предусматривал занесения в договор реквизитов паспорта, поэтому сейчас некоторые НПФ могут даже не иметь паспортных данных клиентов, указывает директор НПФ «Сберфонд РЕСО» Андрей Неверов.

«Некоторые фонды разрабатывали анкеты для сбора информации о клиентах - каждый НПФ сам решал, какие вопросы включать в эти анкеты», - описывает он.

Требование заносить паспортные данные застрахованного появилось в типовых договорах только в 2010 г. У многих клиентов за это время неоднократно менялись паспорта (например, в обязательном порядке при достижении 20 и 45 лет), фамилии, места проживания. «Актуальной информации о паспортных номерах нет и у Пенсионного фонда России: бывало такое, что ПФР браковал заявления наших клиентов - якобы за неверные паспортные данные, а потом выяснилось, что у ПФР устаревшая информация, человек за это время поменял паспорт, но ПФР не уведомил», - говорит Неверов.

НПФ настаивают на том, что для пенсионного страхования главный документ - номер СНИЛС, который остается неизменным всю жизнь. Для ПФР главный идентификатор - также номер СНИЛС, а, например, как у застрахованных меняются паспортные данные, ПФР отслеживать не обязан, указывал представитель ПФР.

Обеспокоенные НПФ в этом году неоднократно обращались в Росфинмониторинг за разъяснениями, рассказывают топ-менеджеры трех фондов, писавших такие письма.

Как выяснилось, не зря писали.

«Росфинмониторинг готов рассмотреть упрощенную процедуру идентификации клиентов НПФ», - говорит Ливадный. Например, может быть сокращен список необходимой для идентификации информации, отмечает он: «Возможно, в пенсионном страховании действительно достаточно номера пенсионного полиса СНИЛС».

Если Росфинмониторинг разрешит идентификацию клиентов по СНИЛС, это очень облегчит работу, говорит Неверов: «Логично использовать один идентификатор - сейчас у нас по 5-6 документов на одного человека, некоторые из них иногда меняются, сам человек не может своевременно проинформировать все ведомства, что у него что-то обновилось».

Другое послабление - для НПФ может быть предоставлено право проводить идентификацию через третьих лиц - агентов, указывает Ливадный: «Но это должны быть организации, чья деятельность регулируется, - в первую очередь такими агентами могли бы выступать банки или «Почта России».

Было бы хорошо, говорит гендиректор НПФ «Благосостояние ОПС» Иван Волков, но список таких организаций не должен ограничиваться банками и «Почтой России» из-за специфики пенсионного бизнеса. «Важно, чтобы идентификацией клиентов могли заниматься другие организации - администраторы, которые ведут пенсионные счета, осуществляют коммуникации с клиентами, собирают их документы, агенты по продажам».

Однако, подчеркивает Ливадный, Росфинмониторинг настаивает на том, что НПФ обязаны регулярно обновлять данные по базе своих клиентов. «Это не придумка нашей службы, это требование экспертов ФАТФ, и оно было нам прямо высказано», - объясняет он. Росфинмониторинг не видит проблемы в выполнении этого требования: «НПФ имеют дело с активными людьми - их клиенты сознательно выбирали фонд, это не молчуны. Поэтому логично предположить, что эти граждане не будут игнорировать запросы своего НПФ и проблем с обновлением информации о клиентах у НПФ быть не может».

Периодичность обновления Росфинмониторинг готов обсуждать, говорит Ливадный: сейчас закон требует обновлять данные по клиентам ежегодно, для НПФ может быть введена периодичность раз в 3-5 лет, отмечает он. «В любом случае Росфинмониторинг готов обсуждать проблемы и находить решения совместно с участниками рынка», - уверяет Ливадный.