Призывы к четвертому раунду количественного смягчения ошибочны: он не принесет пользы

Скачки рынков в последнее время объясняются тем, что трейдеры отчаянно пытаются перепозиционироваться и обнаруживают, в который уже раз, что рыночная ликвидность не так глубока, как они надеялись

Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Волатильность последних дней на финансовых рынках провоцирует все большее число их участников призывать Федеральную резервную систему США провести QE4 - четвертый раунд количественного смягчения, т.е. программы выкупа с рынка ценных бумаг, с целью успокоить рынки и поддержать падающие цены на акции, облигации и сырье. Однако выгоды от такого шага сомнительны.

Причинами шторма на финансовых рынках в этом месяце стали: во-первых, понижение прогнозов роста как по экономическим, так и внеэкономическим причинам; во-вторых, внутренние противоречия в Европейском центральном банке по вопросу реализации более агрессивной политики денежного стимулирования; и, в-третьих, разрушительные последствия скачка волатильности на валютных рынках, вызванного растущим расхождением в направлениях политики, реализуемой ведущими мировыми центробанками.

Все эти факторы подорвали веру участников рынка в две столь милые им идеи, которая привела к чрезмерному росту рисков и общей самоуспокоенности: что экономика находится в равновесии, когда не слишком быстрый рост минимизирует вероятность как рецессии, так и ускорения инфляции; и что центробанки способны и готовы не сдерживать рыночную волатильность, содействуя, таким образом, подъему цен на активы. В результате сейчас трейдеры отчаянно пытаются перепозиционироваться и в процессе этого обнаруживают, в который уже раз, что рыночная ликвидность не так глубока, как они надеялись. Это провоцирует резкие скачки даже на рынках наиболее традиционных активов: обратите внимание, например, на скорость и масштаб изменений на рынках казначейских облигаций и акций США в прошедшую среду, когда индекс Dow Jones рухнул на 450 пунктов, а потом отыграл большую часть потерь.

Вспоминая прошлую реакцию ФРС на нестабильность на рынках (например, в 2013 г. ее спровоцировало майское замечание тогдашнего председателя Бена Бернанке о готовности начать сворачивать программу количественного смягчение, все ждали соответствующего объявления в сентябре, но оно последовало лишь в декабре), сегодня все большее количество участников рынков призывают ФРС вмешаться и ждут от нее соответствующих действий - инициировать новый раунд программы выкупа активов (QE4) взамен того, что заканчивается в этом месяце (QE3).

Необходимость QE4 объясняют следующим образом. Хотя экономика США устойчиво восстанавливается, причем быстрее, чем большинство других развитых экономик, она все еще не набрала скорость, которая позволит ей убежать от призрака рецессии. Поэтому встречающиеся на пути препятствия могут подорвать ее реальные и потенциальные темпы роста, при этом сохраняется и некоторый риск разрушительной дефляции. Ситуация может усугубиться, если сейчас нестабильность на финансовых рынках подорвет предпринимательскую и потребительскую уверенность, тем самым усилив проблемы, порождаемые слабеющей мировой экономикой, страхом перед распространением вируса Эбола и геополитической напряженностью на Ближнем Востоке и Украине.

Подобные объяснения могут казаться обоснованными, но они неполные. Непосредственная цель возможного четвертого раунда QE - снижение ставок по гособлигациям, ипотечным кредитам, кредитам на рефинансирование закладных - уже достигнута: все эти ставки и так на крайне низких уровнях, особенно после недавнего «бегства в качество» на финансовых рынках. Банки все еще держат значительные избыточные денежные средства на депозитах в ФРС. В конгрессе США по-прежнему нет единства, крайне необходимого для проведения политики, которая бы укрепила экономический рост и рынок труда и при этом позволила снизить чрезмерное неравенство в доходах и к которой могла бы присоединиться ФРС с новыми стимулирующими мерами. Кроме того, недавнее резкое падение цен на энергоресурсы принесет только пользу компаниям и домохозяйствам.

Поэтому объяснения необходимости нового раунда QE не выглядят убедительными. Ожидаемая польза будет невелика, если говорить о стимулировании ускорения экономического роста, в достаточной степени длительного и приносящего выгоды всем слоям общества; если же более быстрый рост труднодостижим, экономика США может в дальнейшем пострадать от еще одного раунда искусственно взвинченных цен на активы и слишком рискованных покупок.

По всем этим причинам возможные выгоды от QE4 будут минимальны и при этом достигнуты очень высокой ценой. Но это не означает, что руководители ФРС будут сидеть сложа руки. Послушайте их успокаивающие заявления, в которых они пытаются уверить участников рынков, что процентные ставки еще долго останутся на низком уровне. Они даже могут намекнуть на то, что завершение QE3, которое должно произойти в октябре, будет отложено (хотя сейчас, когда объем выкупа сокращен до $15 млрд в месяц, такое обещание будет скорее символическим, чем серьезно влияющим на что-либо).

После длительного периода чрезмерно рискованных операций и самоуспокоенности рынкам скорее всего понадобится какое-то время, чтобы в полной мере приспособиться к новым реалиям: это будет нервный процесс, влиять на который будут как фундаментальные факторы, так и техническое закрытие позиций игроками, стремящимися вырваться из переполненных секторов рынка. Призывы начать QE4, чтобы им помочь, понятны, но ошибочны. Если ФРС снова будет действовать в одиночку, очередная интервенция с ее стороны не даст достаточного стимула для роста, но сделает будущую коррекцию на рынках гораздо более опасной и разрушительной для рядовых инвесторов.

Автор - главный советник по экономике Allianz, председатель международного совета по развитию при президенте США