Нефть по $80 - все равно что глобальная программа количественного смягчения

Если цены продолжат падать, компании, добывающие сланцевую нефть в США, могут продемонстрировать гораздо бóльшую устойчивость, чем обычно считается

Падение цен на сырую нефть с середины июня более чем на 25% породило множество вопросов. Как низко они могут опуститься? Если они восстановятся, то на каком уровне стабилизируются? Договорятся ли Саудовская Аравия и другие страны ОПЕК о сокращении добычи на саммите в ноябре? При каком уровне цен пострадает добыча сланцевой нефти в США и насколько сильно?

Но одна вещь ясна: от падения цен до текущего уровня есть проигравшие и выигравшие. Первыми стали нефтедобытчики, страны и правительства. Если цена барреля Brent опустится до $80, то страны ОПЕК потеряют около $200 млрд из $1 трлн доходов, которые они получали в последнее время. Это ударит по их способности не только исполнять бюджеты, значительно увеличившиеся после “арабской весны”, но и обслуживать долг, не допуская дефолтов. А компаниям в США, если цены снизятся гораздо сильнее, придется сократить капиталовложения в наращивание нефтедобычи, что потенциально замедлит сланцевую революцию.

С другой стороны, мировая экономика в целом испытает положительный эффект, сравнимый с реализацией масштабной программы количественного смягчения, что поможет подстегнуть вялый экономический рост. Снижение цен на нефть создаст выгоду в размере $1,8 млрд в день, или $660 млрд в год. По статистике, в прошлом году в США домохозяйства в среднем тратили на бензин $2900. Для них выгода от низких цен будет соответствовать налоговым льготам почти в $600. И это коснется потребителей по всему миру, за исключением живущих в странах ОПЕК, которые и так мало платят за топливо.

Нефть подешевела по нескольким причинам: частично из-за рыночных настроений, частично - из-за фундаментальных факторов, а также в большой степени из-за геополитической обстановки. Средняя цена Brent составляла около $110 за баррель, с тех пор как из-за срыва поставок из Ливии рынок лишился 1 млн баррелей в день. Несмотря на увеличение добычи Саудовской Аравией в 2011 г. цена в $110 была на $25 выше той цены, по которой торговалась нефть перед фактической остановкой поставок из Ливии. Основная причина, по которой наращивание добычи Саудовской Австралии не смогло снизить цены, заключается в перебоях с предложением легкой, низкосернистой нефти: работавшие с ней НПЗ не могли заместить ее в полной мере более тяжелой нефтью с высоким содержанием серы.

Между тем в 2011 г. начались два тренда. Первый - это рост проблем в странах - экспортерах нефти. Если до февраля 2011 г. объем сорванных поставок составлял около 400 000 баррелей в день, то затем порой доходило до более 3,5 млн баррелей в день, если учитывать санкции против Ирана и геополитические волнения в таких странах, как Нигерия, Судан, Сирия и Йемен.

Второй тренд - это стремительный рост добычи в США. Компании с каждым годом снижают издержки, и теперь точка безубыточности у них гораздо ниже, чем принято считать, - определенно ниже $75 за баррель.

Одна из дилемм, перед которой стоят страны ОПЕК, - разница в интересах производителей нефти со средним и высоким содержанием серы из Персидского залива и с низким из западной и северной Африки. США наращивают добычу легкой, низкосернистой нефти, из-за чего на мировом рынке сформировался избыток ее предложения. Вне зависимости от того, на сколько Саудовская Аравия или другие страны ОПЕК сократят добычу, это не ликвидирует завтоваривания рынка легкой нефтью.

Свою роль играют и другие факторы. Мировая экономика слаба, и спрос на нефть растет крошечными темпами - менее чем на 1 млн баррелей в день. Даже при прогнозируемом повышении экономической активности и спроса в 2015 г. избыток нефти, возможно, все равно составит 1 млн баррелей в день, и это будит еще сильнее давить на цены, если ОПЕК не сократит добычу. Политические риски тоже, похоже, складываются скорее в пользу “медведей”, чем “быков”, по крайней мере в краткосрочной перспективе. Достижение договоренности по ядерной программе Ирана увеличит предложение нефти на рынке, как и продолжение роста добычи в Ливии.

Снижение цен привело к появлению целого букета теорий заговора, основанных, в частности, на снижении Саудовской Аравией цены продажи нефти азиатским покупателям, за которым последовали аналогичные шаги со стороны Ирана, Ирака и других ближневосточных стран. Судя по заявлениям саудовских лидеров, они полагают, что падение цен существенно ниже $90 ударит по росту нефтедобычи в США; при этом увеличивающийся спрэд между ценами марок Brent и WTI свидетельствует, что в 2015 г. WTI может упасть ниже $75. Кроме того, более низкие цены дорого обойдутся Ирану и России: Саудовской Аравии не нравится, как обе страны тратят деньги на Ближнем Востоке.

Обоснованны ли эти слухи? Лишь время и, возможно, саммит ОПЕК в ноябре дадут ответ. Но если цены продолжат падать, компании, добывающие сланцевую нефть в США, могут продемонстрировать гораздо бóльшую устойчивость, чем обычно считается.

Автор - директор глобального отдела анализа сырьевых рынков Citigroup