В новом рейтинге Doing Business Россия заняла 62-е место, за год поднявшись на две ступени

В новом рейтинге Doing Business Россия заняла 62-е место, за год поднявшись на две ступени. Изменение методики рейтинга делает несопоставимыми все предыдущие результаты с оценкой по новой шкале
Россия немного поднялась в рейтинге условий ведения бизнеса/ Д. Новожилов/ Ведомости

В рейтинге Doing Business - 2015 Всемирного банка и Международной финансовой корпорации Россия вошла в верхнюю треть списка, заняв 62-е место из 189. Прошлогодний результат - 64-е место согласно пересчету по новой методике. По-старому место было 92-м, но методика и принцип подсчета кардинально поменялись, поэтому сравнивать прошлые результаты с текущими нельзя, уточняет соавтор рейтинга Валентина Салтане.

Помимо итогового балла, полученного как среднее арифметическое суммы оценок по 10 критериям, теперь на место в рейтинге влияет то, насколько близко каждый участник подошел к условной идеальной стране - «передовому рубежу»: это микс из наилучших мировых примеров. Так, для регистрации собственности в Грузии и Норвегии требуется всего одна процедура, в Новой Зеландии и Португалии она занимает один день, а в Саудовской Аравии процесс регистрации бесплатен. После пересчета прошлогодних данных топ-10 рейтинга практически не изменился. Возглавляет его по-прежнему Сингапур.

Еще одним изменением стало добавление в расчеты по 11 странам, где число жителей превышает 100 млн человек, второго крупнейшего в стране бизнес-центра. Для России это Санкт-Петербург. Кроме того, оценка трех из 10 основных критериев была расширена: например, индикатор «получение кредита» теперь учитывает наличие в стране интегрированной системы учета всех операций с использованием обеспечения. Через год рейтинг ждет еще порция изменений: авторы стараются к количественным критериям (на них была основана оценка) добавить качественные. Реформа рейтинга, измеряющего реформы, последовала после критики в его адрес со стороны ряда стран, в том числе Китая.

Некоторые страны изменение методики отбросило назад: например, Казахстан держался намного выше России (последние два года - 53-е и 50-е места), пересчет прошлогоднего рейтинга переместил его с 50-го на 76-е место, в рейтинге-2015 он 77-й. Россия, после прошлогоднего прорыва впервые вошедшая в первую сотню рейтинга, в результате пересчета оказалась почти на 30 позиций выше.

Оценка стала более справедливой, считает предправления фонда «Петербургский международный экономический форум» Сергей Беляков (бывший замминистра экономического развития, отвечавший за инвестклимат): места в различных рейтингах - Bloomberg, Всемирного экономического форума - примерно сравнялись - между 60-м и 40-м, Россия постепенно движется вверх. В рейтинге мировой конкурентоспособности Всемирного экономического форума Россия по итогам 2013 г. заняла 53-е место из 144, в рейтинге Best for doing business агентства Bloomberg - 44-е из 157.

Большой эффект дало добавление Санкт-Петербурга, говорит Беляков: авторы рейтинга не измеряли состояние Петербурга в прошлом году, посчитали по текущим данным, т. е. сделали допущение, что за год ничего не изменилось, а если бы измерили Петербург в динамике, возможно, часть рывка пришлась и на этот год. Меры по улучшению условий ведения бизнеса сказываются на ситуации не только в Москве, отмечает Беляков.

По словам Салтане, включение Петербурга существенно не повлияло на результаты: они по более чем половине критериев у Москвы и Петербурга одинаковы, по подключению к энергосетям намного лучше Москва, в Петербурге лучше с регистрацией компаний, получением разрешений на строительство, регулированием международной торговли.

Изменение методики ничего не дало - наоборот, если новые данные посчитать по старой методике, Россия вообще могла бы быть в районе 55-го места, уверяет директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин. АСИ было создано для реализации указа президента о повышении места России в Doing Business до 20-й строчки к 2018 г. (на момент указа в 2012 г. оно было 120-м).

В новом Doing Business исследователи обнаружили две проведенные Россией реформы, упростившие регистрацию предприятий и прав собственности как в Москве, так и в Петербурге (период оценки - с июня 2013 г. по июнь 2014 г.). Это отмена внесения уставного капитала перед регистрацией компании и необходимости уведомления ФНС об открытии банковского счета, а также отмена нотариального заверения регистрации прав собственности. Эти изменения подняли Россию лишь на две ступени.

Рывок был годом раньше, согласен Беляков. Скорость реформ замедлилась более чем вдвое: если в прошлом году Россия приблизилась к стране-идеалу на 3,6%, то в этом - на 1,6% до 66,7%, т. е. хуже «передового рубежа» (принятого за 100%) на треть, как и примерно три четверти из 189 рейтингуемых стран. Лидеру рейтинга Сингапуру не хватает до идеала 11,7%.

С тем, что реформы потеряли скорость, Никитин не согласен: «Национальная предпринимательская инициатива работает до 2018 г., мы же не в годовом режиме функционируем. А имплементация законодательно принятых решений занимает от полугода до полутора лет, вот сейчас у нас в Госдуме пакет законов - если примут осенью, то к весне, когда проводятся опросы для рейтинга, бизнес еще никаких изменений может не ощутить».

Самые слабые места России - получение разрешений на строительство, подключение к энергосетям, международная торговля (документация на экспорт и импорт): 156-е, 143-е и 155-е места соответственно и наполовину хуже, чем у страны-идеала. Сильные стороны - простота регистрации собственности (12-е место) и обеспечение исполнения контрактов (14-е).

Хорошо, что растем в рейтингах, но сейчас гораздо важнее добиваться реального роста частных инвестиций, числа людей, занятых в малом бизнесе, создания новых рабочих мест, считает замминистра экономического развития Станислав Воскресенский. Бизнес-климат включает несколько компонент, рассуждает профессор РЭШ Наталья Волчкова, и регулирование лишь одна из них: нужно учитывать макроэкономические условия, политическую стабильность, рынок труда, инфраструктуру. Если год назад положение России в Doing Business примерно соответствовало бизнес-климату, то в 2014 г. страна бы скорее замыкала рейтинг, говорит Волчкова. Торговая политика в 2014 г. была направлена против собственной экономики, утверждает она, усиливается карательный уклон госрегулирования, например, следователям вернули право самостоятельно возбуждать налоговые дела. Несколько лет назад регулирование было одним из основных факторов бизнес-климата, но сейчас его влияние упало, считает Волчкова: новый рейтинг не отображает реального состояния дел в экономике и бизнесе.