Инвесторы ВТБ не могут конвертировать его акции в расписки

Санкции против российских компаний не ограничились запретом на привлечение капитала. Британский регулятор ограничил конвертацию акций в расписки, что критично для инвесторов ВТБ
Британский регулятор, возможно, избыточно трактует санкции/ Toby Melville/ Reuters

Нас не устраивает позиция, которую Лондонская биржа заняла в отношении банка», - заявил вчера на саммите АТЭС в Пекине предправления ВТБ Андрей Костин и предупредил о возможном делистинге. LSE предъявляет сейчас очень жесткие требования в отношении эмитентов, подпавших под санкции, даже жестче требований OFAC (ведомство, отвечающее за исполнение санкций), объяснил он: «Американская комиссия делает исключение для расписок эмитентов (подпавших под санкции. - «Ведомости»), GDR и ADR, так как это не связано со входом в капитал, а Лондонская биржа включает в санкционный список и этот тип бумаг».

С подобными проблемами могут столкнуться «Роснефть» и «Новатэк»: обе компании в санкционном списке, а их GDR обращаются на Лондонской бирже (представители обеих компаний от комментариев отказались).

LSE не комментирует деятельность отдельных компаний, сообщил ее представитель. Жесткие требования введены не биржей, а регулятором, объяснил источник, близкий к бирже.

FCA вскоре после введения санкций постановил, что, «пока они остаются в силе, депозитарии не будут выпускать новые GDR» компаний, на которые они распространяются.

Этот запрет не обусловлен введенными санкциями и избыточен, он создает неудобства прежде всего для инвесторов, считает представитель ВТБ. Представитель OFAC сослался на прежнее разъяснение организации - выпуск или операции с депозитарными расписками в США не запрещены, если они конвертируются из объема акций, выпущенного до введения санкций.

Представитель FCA от комментариев отказался.

«Мы сейчас ведем переговоры с Лондонской биржей <...> Если они свою позицию не пересмотрят, мы будем рассматривать вопрос об уходе - делистинге», - предупредил Костин. Альтернатива, по его словам, - это азиатские биржи, в том числе Шанхайская, - «еще не исследованный, но очень интересный рынок». Акции ВТБ вчера подорожали на LSE на 5,5%.

Заявление предправления ВТБ - это сигнал для английского регулятора о том, что российские компании могут уйти на другие рынки, что будет ударом для LSE, поскольку на них приходится значительная часть оборота в сегменте развивающихся рынков, говорит советник председателя совета директоров Локо-банка Константин Комиссаров.

Расписки «Новатэка» на LSE торгуются сейчас с премией к акциям на Московской бирже около 4%, говорит портфельный управляющий ИК «Анкор инвест» Сергей Вахрамеев. Инвесторы в Лондоне дороже оценивают расписки «Новатэка», но лимит на них уже исчерпан, указывает он: доля GDR уже год держится на максимально доступном уровне - 30% от уставного капитала (об этом говорится и в квартальной отчетности компании) и обратная конвертация не происходит.

GDR «Роснефти» начали торговаться на LSE в июле 2006 г. JPMorgan AG, банк-депозитарий, сейчас владеет 7,56% бумаг «Роснефти». По данным на 6 мая 2013 г., этот пакет был 9,1%.

«Роснефть» может разместить за пределами России 2,14 млрд акций (20,2% уставного капитала), следует из данных компании. Она не выбрала лимит, поэтому могут возникнуть проблемы при выпуске новых депозитарных расписок, говорит директор Small Letters Виталий Крюков. Конвертация обыкновенных акций в GDR и обратно - обычная практика. Ее используют спекулянты, если есть разница в ценах акций компании, которые торгуются на локальном и зарубежных рынках, говорит он.

Представители The Bank of New York Mellon (банк - депозитарий ВТБ), Deutsche Bank (депозитарий «Новатэка») отказались от комментариев, запрос в JPMorgan («Роснефть») остался без ответа.

Выпуск расписок на имеющиеся акции не влияет на размер капитала, но есть нюанс, рассуждает Комиссаров: при допэмиссии, если акции выпущены под тем же номером, что уже имеющиеся, невозможно отличить новый выпуск от старого. Это было одним из условий MSCI: они оставляют компании из санкционного списка в индексе до тех пор, пока те не проводят допэмиссию, вспоминает он.