Что могут сделать российские банки для увеличения капитала и прибыли?

Волатильность когда-нибудь проходит, а бизнес и клиенты остаются

Автор - председатель правления Росбанка

Российской банковской системе в ближайшие пять лет необходимо удвоить свой капитал, чтобы темпы роста кредитов могли поддержать экономический рост, заявила в октябре председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Сама по себе идея удвоения капитала звучит более логично в условиях глобального перехода на более жесткие стандарты регулирования (внедрение "Базель-III") и растущих рисков как для самих банков, так и для их клиентов. К тому же российские компании де-факто лишены возможности занимать за рубежом, и этот дефицит фондирования, вероятно, придется заполнить российским банкам. Но как на практике реализовать эту идею?

Два основных источника пополнения капитала любого банка - это средства акционеров и чистая прибыль. Существует также возможность разместить гибридные долговые инструменты и/или акции в пользу широкого круга инвесторов. Однако большинству российских банков сейчас будет практически невозможно найти рыночный спрос на подобные инструменты.

Любой акционер, осуществляющий взнос в капитал, рассчитывает, что его вложения вернутся, например, через дивиденды или продажу бизнеса в перспективе. Давайте посмотрим, насколько российский банковский сектор сейчас привлекателен как объект вложений? Щедрыми дивидендами банки в своем большинстве исторически не славятся. Мультипликаторы, по которым сейчас торгуются акции публичных банков, чрезвычайно низки - соотношение рыночной стоимости и стоимости чистых активов находится на уровне 0,5-0,7 даже для крупнейших представителей сектора. Одновременно с этим показатель рентабельности капитала банковской системы снизился с 18,6% в 2012 г. до 13,3% за девять месяцев 2014 г. (с исключением Сбербанка - с 16,8% до 10,9%).

Какой логикой может руководствоваться акционер, который, несмотря на это, делает новое вложение в капитал банка? Чаще всего - желанием поддержать организацию в непростое время, рассчитывая на значительный рост доходов в будущем. А что, если роста доходов не произойдет? Если рентабельность капитала немного выше 10% станет новой нормой? В этом случае большинство акционеров, скорее всего, предпочтут проявить консервативность и воздержаться от новых вливаний в капитал своих банков. Как следствие, кредитным организациям будет предоставлена возможность самим заняться разрешением имеющихся трудностей.

Ну, а что могут сделать сами банки для увеличения прибыли? Первый и наиболее очевидный вариант - заняться оптимизацией операционных расходов, закладываясь на более медленный рост бизнеса в дальнейшем. Потенциал для этого у российских банков имеется - организационные и управленческие расходы по системе с 2009 по 2013 г. росли темпами, соразмерными росту активов (+90% и +95% соответственно). Главное - не перестараться и быть готовым к ускорению сектора, иначе конкуренты очень быстро заберут себе долю рынка.

Второй вариант - переходить к более комплексному обслуживанию клиентов, глядя дальше, чем маржа между ставкой по кредиту и стоимостью депозита. В непростые, нестабильные времена вырастает спрос на структурные решения, инструменты хеджирования и перераспределения риска. Одновременно предложить крупному корпоративному клиенту зарплатный проект, услугу по консолидации денежных средств группы компаний на главном счете (cash pooling), доходное инвестирование краткосрочной избыточной ликвидности, кросс-валютный своп куда выгоднее для банка, чем просто выдать кредит.

Третья опция - проводить постоянный мониторинг финансовых рынков на предмет доходного вложения средств. Периоды глобальной волатильности предоставляют много интересных моментов для «входа» в качественные финансовые инструменты - равно как и для выкупа с рынка собственных обязательств по цене ниже номинала. Здесь наиболее важный аспект - настроиться на логику долгосрочного вложения средств в качественные бумаги по привлекательной цене (возникшей в силу несовершенства рынка), нежели краткосрочных спекуляций в расчете на быстрый рост стоимости. Во втором случае очень велик риск стать долгосрочным инвестором не по своей воле, попутно потеряв существенную часть своих вложений (не стоит забывать пример Греции).

Наконец, не менее важный аспект функционирования во времена повышенной волатильности - не забывать, что они когда-нибудь проходят, а бизнес и клиенты остаются. По любым традиционным метрикам (например, соотношению банковских активов и ВВП) российский банковский сектор сохраняет потенциал ощутимого роста на среднесрочную перспективу, что выгодно отличает его от банковских рынков более развитых стран. Как следствие, поддержка клиентов и диалог с ними в условиях напряженной внешней среды позволят надеяться на обоюдовыгодное сотрудничество и в более спокойные времена, которые обязательно настанут.