Реализовать импортозамещение не удастся без сотрудничества с иностранными предприятиями

Жизненный цикл технологий, которыми пользуютя многие российские компании, уже завершается

По оценкам Минпромторга, политика импортозамещения, объявленная в качестве приоритетной в связи с обострением политической ситуации, к 2020 г. должна снизить импортозависимость по разным отраслям промышленности с 70-90% до 50-60%. В этом направлении действительно делаются определенные шаги: меняется таможенно-тарифное регулирование, вводятся дополнительные субсидии и налоговые преференции, государственные закупки максимально разворачивают в сторону отечественных производителей - к 2017 г. 80% закупаемых товаров должны быть отечественного производства.

Государство, частично закрывая рынок от иностранных производителей, рассчитывает, что отечественные предприятия в достаточно короткий период смогут удовлетворить спрос на внутреннем рынке при сохранении того же уровня качества. Между тем, известно, что и технологии, и разработки, которые осваивают наши предприятия, зачастую уже завершают свой жизненный цикл на мировом рынке. Поскольку предполагается, что замещать нужно уже существующую продукцию, появляется большой риск, что, решая задачи импортозамещения, мы вновь окажемся в роли догоняющего: промышленники будут фокусироваться не на повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции и прорывных технологиях, а на простом реплицировании импортных изделий и латании дыр.

Хотя на данный момент признаков улучшения политической ситуации и реалистичных сценариев для отмены санкций не наблюдается, очевидно, что в долгосрочной перспективе глобализация и глобальная конкуренция все равно будут одними из главных факторов, определяющих положение дел на мировом промышленном рынке, и игнорирование существующих недостатков в организации производства, цепочек поставок, НИОКР приведет к еще большему отставанию и фактической потере имеющейся у российских предприятий доли рынка. Если наша промышленность не найдет возможности развивать постепенные и прорывные инновации, в конечном итоге она будет отставать в технологическом плане. При этом к тому времени внешнеполитическая ситуация может разрешиться, и у потребителя снова появится широкий выбор среди международных поставщиков.

Именно поэтому текущий акцент на внутренний спрос вовсе не означает, что не нужно следить за развитием мирового рынка, его тенденциями и за тем, как глобальные игроки решают возникающие у них проблемы. Без понимания этих процессов и грамотного использования доказавших свою эффективность решений локальным игрокам не удастся создать предпосылки для долгосрочного конкурентного преимущества. Вопрос в том, сумеют ли российские компании воспользоваться санкционной форой и качественно поменять свое производство.

Результаты глобального опроса промышленников, который KPMG проводит ежегодно, показывают, что 70% международных предприятий намерены в течение ближайших двух лет удвоить расходы на НИОКР, а 88% считают, что будущее инноваций - не за внутриорганизационной деятельностью, а за партнерскими отношениями: интеграцией и обменом опытом. Возможно, именно такой путь был бы наиболее эффективным в российских реалиях. Существование предприятий мировых промышленных гигантов на территории России выгодно не только с точки зрения привлечения инвестиций, развития инфраструктуры, создания рабочих мест и удешевления логистики. Локализованные иностранные производства помогают создать среду для развития технологий и повышения эффективности российского бизнеса, ведь инновации не могут появиться на пустом месте. Еще более надежным вариантом видится создание совместных производств, ведь в этом случае речь идет не столько о сборочных фабриках, сколько о возможности встраиваться в мировые производственно-технологические цепочки и получать доступ к глобальным технологиям.

Очевидно, что российскому промышленному сектору потребуется время на то, чтобы не просто функционировать, а повысить рентабельность своих предприятий, пересмотреть стратегии разработки продукции, оптимизировать работу с поставщиками и в итоге выдать качество товаров и изделий, сопоставимое с международными аналогами или превышающее его. Но ведь импортозамещение не может быть целью, это всегда следствие приложенных усилий и продуманной политики. Если российские промышленные предприятия параллельно с увеличением объемов производства уделят первоочередное внимание повышению собственной эффективности и будут рассматривать себя как игроков глобального рынка, это позволит в перспективе достичь стратегических целей компаний и их собственников.

Автор - руководитель группы стратегического и операционного консультирования

КПМГ в России и СНГ