Что думают бизнесмены и чиновники о послании Путина

Они приветствовали амнистию, но в оценке ее эффективности разошлись
Максим Стулов/ Ведомости

В четверг президент Владимир Путин выступил с посланием к Федеральному собранию, в котором, в частности, пообещал "надзорные каникулы" для бизнеса и полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию. Он также поставил задачу: через 3-4 года добиться темпов роста российской экономики, превышающих среднемировые.

Один из госбанкиров заявил, что ждал от Путина резкого и однозначного перехода к проведению экономической политики, ставящей интересы бизнеса на первый план, признания неэффективности государства и реформы органов власти. Его коллега по банку не вдохновился выступлением: "Такое ощущение, что мы живем в разных странах. Я чего-то не понимаю, видимо".

Об амнистии

Четыре опрошенных "Ведомостями" чиновника правительства рады, что услышали в послании Путина то же, что и предполагали, и в тех же формулировках, в частности, про послабления для бизнеса. Иногда даже слишком либерально, например объявление о полной амнистии. Получается, теперь надо простить не только налоговые, но и другие преступления, например легализацию и другой криминал, удивлен чиновник финансово-экономического блока правительства.

В то же время не совсем ясно, что имелось в виду, отметили чиновники. Например, амнистия - налоговая, т. е. амнистированные должны заплатить налог или не должны, именно об этом спорили в правительстве, отмечает один из чиновников. Министр финансов Антон Силуанов говорит, что амнистия пройдет без уплаты налога. "В рамках деофшоризации те средства, которые будут поступать обратно в Россию, мы с них не будем брать дополнительных налогов", - заявил Силуанов (цитата по "Интерфаксу").

Опять же непонятно, что делать с преступными доходами. Понятно, что повального прощения всех преступлений, легализации и прочего не будет, считает председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. Хотя президент в речи говорил именно об этом. Министр экономического развития Алексей Улюкаев подчеркнул, что предстоит еще найти механизмы гарантии, что никаких преследований после амнистии точно не будет. Улюкаев подчеркнул, что амнистия капитала позволит преодолеть экономический спад.

В послании прозвучали слова, которых бизнес ждал последние пять лет, говорит экс-совладелец "Вимм-билль-данна", ныне частный инвестор Давид Якобашвили: "Введение налогового моратория на ближайшие четыре года, налоговых каникул для вновь регистрирующихся малых предприятий, моратория на проверки малого бизнеса, проведение разовой амнистии капиталов - это крупный шаг для создания нормального инвестиционного климата и важная гарантия для инвестора, который боится идти в Россию из-за меняющихся правил работы". Теперь, по мнению Якобашвили, все будет зависеть от того, как эти меры будут реализованы. Одновременно президент, например, пригрозил участникам валютного рынка, говорит Якобашвили, поэтому важно, чтобы сигналы, озвученные в послании, были верно истолкованы и приняты к реализации, говорит инвестор.

Амнистия офшорного капитала не приведет к значительному возврату капиталов в Россию, так как у бизнеса нет доверия к российским судам, заявил ТАСС основатель ГК "Связной" и основной владелец "Связного банка" Максим Ноготков. "Капиталы и так в Россию возвращаются. Об этом говорит тот факт, что крупнейший инвестор в российскую экономику - Кипр. Люди держат капиталы в других юрисдикциях, потому что это удобно. Договоры с иностранцами заключаются по английскому праву. Иностранцы не будут заключать договор с российским юрлицом, так как нет доверия к российским судам", - сказал Ноготков.

По мнению основателя и основного акционера розничной сети "Магнит" Сергея Галицкого, амнистия капитала показывает улучшение отношения государства к бизнесу. Для бизнеса важен сигнал - предприниматели не на последнем месте в числе приоритетов государства, сказал он, комментируя предложение Путина. "Реалистично или нереалистично это предложение - покажет время. Но мне важен сам посыл. Все, что смягчает ситуацию, ведет к большему комфорту для бизнеса. Мы не будем рассматриваться как что-то последнее. Мол, худшее, что у нас есть, - это бизнес. В целом, не государство должно менять страну, а люди. Такие вещи добавляют нам позитива. Мы должны все время повторять, что люди должны заниматься бизнесом, сами за себя отвечать и не надеяться только на государство", - заключил он (цитата по ТАСС).

О кризисе и санкциях

Основатель сервиса блогов и статистики Liveinternet Герман Клименко накануне выступления президента говорил, что ждет от государства определенности. "Неправильно, когда замглавы МИДа внезапно предлагает ЕС взаимно отменить санкции и за полгода восстановить товарооборот. Бизнесу, чтобы начать развивать локальное производство, нужна уверенность, что созданные государством условия продержатся если не всегда, то достаточно долго, чтобы компании могли хотя бы окупить вложенные средства. Если же ситуация будет оставаться неопределенной, то компаниям просто будет невыгодно развивать бизнес в России. Сейчас же государство явно дает понять, что все то, что происходит (включая санкции), - временно", - говорил он.

После выступления Путина он отметил: "За несколько дней перед выступлением президента было слишком много ажитации и ожиданий совершенно разного толка. От запуска ракет и объявления войны до полной либерализации и возвращения "Дождя" на Стрелку. Ни того, ни того не сбылось. К счастью. На важный для меня вопрос «а не будет ли возврата к досанкционным временам?» я получил ответ - «нет».

Председатель набсовета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов считает, что послание Путина "трудно назвать антикризисным". "Путин много говорил о суверенитете России, о ситуации на Украине, о санкциях и неэффективном использовании средств из госбюджета. Но ведь в стране кризис!" - подчеркнул Крупнов. По его словам, он не услышал самого главного - "того, что у президента и правительства есть четкий план действий во внутренней политике России в ситуации глобального экономического кризиса". Он уверен, что многие люди, "политики, предприниматели, просто граждане, ждавшие от главы государства четкой и обоснованной программы действий, остались в серьезном недоумении".

Тимоти Эш, аналитик Standard Bank, не услышал в речи Путина «каких-либо новых больших идей, которые помогли бы российской экономике или снизили бы давление на российские активы», пишет The Wall Street Journal. «Это все старая школа, все из времен холодной войны», - говорит Эш.

О бизнесе

Меры поддержки малого и среднего бизнеса, озвученные Путиным, - "большое подспорье", они позволят компаниям снизить административные расходы и судебные издержки. "Каникулы для всех предприятий, в которых в последние годы не были выявлены нарушения, - это стимул и хорошее подспорье", - сказал ТАСС президент "Деловой России" Алексей Репик. "Это, конечно, хорошее решение, "Опора России" за это боролась", - отметил вице-президент "Опоры России" Владлен Максимов, возглавляющий комиссию организации по мелкорозничной, нестационарной и ярмарочной торговле. "Мы это приветствуем, это для нас большое подспорье", - согласен с ними президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.

«Нас порадовало, что президент заявил о необходимости повышения капитализации российских компаний и привлечения инвестиций граждан в финансовый рынок. Это, безусловно, позитивный сигнал», - говорит председатель совета директоров группы «Капиталъ управление активами» Сергей Михайлов.

В "Единой России" считают, что реализация предложений Путина снизит нагрузку на бизнес. "Свободное развитие бизнеса, прежде всего малого и среднего, позволит нам вырваться из ловушки нулевых темпов роста", - сказал первый замруководителя фракции "Единая Россия" Франц Клинцевич (цитата по "Интерфаксу"). Он не сомневается, что депутаты поддержат предложения главы государства о необходимости на четыре года зафиксировать действующие налоговые условия, покончить с тотальным немотивированным контролем бизнеса и объявить амнистию капитала, возвращающегося в Россию.

По его словам, "несмотря на всю сложность ситуации, в послании нет даже намека на попытки решать проблемы путем "закручивания гаек" или введения "чрезвычайки".

По мнению главы Института современного развития Игоря Юргенса, Путин в своем выступлении ясно дал понять, что никаких поворотов в обратном направлении во внешней политике быть не может и что он знает, какие меры применять в условиях санкционного давления. "Основные посылы - "ни шагу назад" во внешней сфере, максимальное укрепление и повышение эффективности внутренних структур, государственного сектора экономики, надзорных органов при творческом, благожелательном отношении к малому и среднему бизнесу", - заявил Юргенс "Интерфаксу".

"Президент абсолютно уверен в правоте своего курса и имеет некие рецепты развития экономики в санкционном режиме", - отметил он.

В подготовке статьи участвовали Маргарита Папченкова, Татьяна Воронова, Мария Кунле, Анастасия Голицына, Юлия Орлова