Инвесторы оценили сервис онлайн-кредитования LendingClub в $8,9 млрд

Сервис онлайн-кредитования LendingClub триумфально разместил акции на бирже и получил более высокую оценку, чем рассчитывал, - $8,9 млрд
Brendan McDermid/ Reuters

Впервые два дня торгов акции LendingClub, разместившейся на Нью-Йоркской фондовой бирже в прошлую среду, подорожали на 64,4% до $24,69 за бумагу. В четверг котировки взлетели на 56%, в пятницу - еще на 5,4%. К концу недели капитализация LendingClub составляла $8,9 млрд - если сравнить ее со стоимостью розничных банков США, то это 13-й показатель.

Компания поскромничала, планируя привлечь на IPO $650 млн. Книга заявок была заполнена за первые пять часов, ко второму дню спрос на ее акции втрое превысил предложение, сообщает FT. В результате цена размещения была повышена с $12-14 до $15 за акцию и компания привлекла $870 млн. LendingClub рассчитывает «преобразить всю банковскую систему, сделав ее более эффективной, клиентоориентированной и прозрачной», заявил Bloomberg ее гендиректор Рено Лапланш.

LendingClub - крупнейший в США сервис p2p-кредитования (peer-to-peer - сеть равноправных участников), привлекающий средства для выдачи розничных кредитов. Компания основана в 2006 г. Лапланшем, чьи обширные связи помогли собрать звездный совет директоров: в частности, в него входят экс-министр финансов США Лоуренс Саммерс и бывший гендиректор Morgan Stanley Джон Мэк.

Основные продукты LendingClub - трех- и пятилетние розничные кредиты. Таких ссуд компания выдала уже на $6 млрд. Средняя ставка меньше, чем у банков, - 14%. В LendingClub инвестируют как физлица и небольшие семейные компании, так и банки и крупные управляющие активами. «Это не настоящее p2p-кредитование», - делает вывод Макс Гэснер, гендиректор стартапа One Financial, тоже занимающегося розничным финансированием: LendingClub «пользуется возможностями небанковской организации, чтобы заработать высокую доходность для институциональных инвесторов».

Сама LendingClub зарабатывает на комиссионных за организацию сделок и кредитных рисков не несет. Впрочем, компания утверждает, что обслуживает только качественных заемщиков: ее средний клиент имеет кредитный рейтинг 700 по шкале FICO (минимальное значение - 300 баллов, максимальное - 850). В 2009 г., по данным LendingClub, ее заемщики допустили дефолты по 8,56% ссуд.

За январь - сентябрь 2014 г. она удвоила доходы к уровню годичной давности до $144 млн, но из-за больших расходов на маркетинг пока убыточна.

По итогам первого дня торгов стоимость LendingClub в 50 раз превышала прибыль, прогнозируемую организаторами IPO на 2017 г., сообщает WSJ. Такой мультипликатор характерен для быстро растущих интернет-компаний и вдвое больше, чем, например, у Visa или MasterCard. «Мы предлагаем финансовые продукты, но в первую очередь LendingClub - торговая интернет-платформа», - объясняет Лапланш.

«Для всех, кто связан с альтернативным кредитованием, IPO LendingClub - момент истины», - признается гендиректор Prosper (конкурент LendingClub) Аарон Вермут. К IPO как раз готовятся еще два альтернативных кредитора - OnDeck и SoFi.

Инвесторы хвалят модель LendingClub за прозрачность. У них есть возможность самим выбирать, для каких ссуд предоставлять деньги, хотя значительная часть информации поступает непосредственно от заемщиков и не верифицируется LendingClub. «Если платформа предлагает 200 ссуд, то, проанализировав их, можно выбрать пять, технологии и массивы данных дают такую возможность», - отмечает Джошуа Рэнд из Petra Partners.