Pimco подготовилась к уходу Билла Гросса

Отставка основателя и директора по инвестициям Pimco Билла Гросса не застала компанию врасплох: у нее был готов план экстренных мер
Билл Гросс мог посвятить инвестиционный меморандум Pimco своей кошке (фото из апрельского документа)/ Pimco

К расставанию с Гроссом Pimco начала готовиться за несколько недель до его внезапной отставки. Под руководством гендиректора Pimco Дугласа Ходжа был создан «временный комитет», а крупнейшие клиенты компании были разделены между ключевыми менеджерами. Pimco ($1,9 трлн под управлением) - крупнейшая в мире УК, инвестирующая в облигации.

С момента отставки Гросса управляющие Pimco провели более 40 000 встреч и телеконференций с инвесторами. Каждый час руководители компании получают сводку о том, сколько денег выведено из 90 паевых фондов Pimco.

Об уходе Гросса из Pimco стало известно из релиза его нового работодателя - Janus Capital Group, который был выпущен в 5.28 утра 26 сентября. Уже через час руководители Pimco собрались на экстренное заседание. Они понимали, что их главная задача - справиться с оттоком средств, не распродавая активы по бросовым ценам.

Хедж-фонды решили воспользоваться кризисом, в котором оказалась Pimco, и начали распродавать активы, от которых, по их мнению, Pimco будет избавляться в первую очередь. «Каждый профессиональный инвестор на планете пытался понять, что за этим стоит», - говорит управляющий Fortress Investment Group Майк Новограц.

На следующий день после отставки Гросса подешевели мексиканские гособлигации. «Инструменты, которые нам нравятся, под ударом», - сказал трейдер Pimco коллеге. Вслед за мексиканскими стали дешеветь облигации других развивающихся стран, которые были в портфеле Pimco. Хедж-фонды шортили и распродавали инвестиции, которые были у Pimco. Не ясно, сколько фондов играло против Pimco, но «хедж-фонды накручивали позиции», уверен портфельный управляющий Standish Mellon Asset Management Давид Ледюк.

Управляющий фондом Total Return Скотт Мейтер считал, что мексиканские облигации недооценены, и продавать их не хотел. На атаки хедж-фондов он отвечал новыми покупками - мексиканского, итальянского и испанского долга. Это была война нервов. К концу октября инвесторы забрали из Total Return $50 млрд. «Мы не знали, сколько еще недель мы увидим по $8 млрд оттока в день», - вспоминает трейдер Pimco.

Такого никто не ждал, хотя у инвесторов и коллег было достаточно причин для недовольства эксцентричным Гроссом. «У меня четыре дочери и достаточно драмы дома, я не хочу драму от управляющих бондами», - говорит вице-президент BPAS Fudiciary Services Грег Вудс. Пока Total Return, которым управлял Гросс, приносил хороший доход, ему многое сходило с рук. В 2007 г. Total Return показал вдвое лучший результат, чем конкуренты, но с мая 2013 г. до отставки Гросса инвесторы вывели из него $65 млрд (из всех фондов Pimco - $183 млрд).

Тревожным сигналом стала отставка гендиректора Pimco Мохаммеда эль-Эриана из-за разногласий в управлении. Как говорят бывшие коллеги Гросса, он мог накричать не только на подчиненных, но даже на гендиректора Pimco Дугласа Ходжа. Раздражение только усиливалось из-за эксцентрических выходок Гросса. Он мог появиться на конференции Morningstar в солнечных очках, делающих его похожим на Джастина Бибера. В апреле он посвятил инвестмеморандум Pimco своей умершей кошке по кличке Боб.

Пережив несколько тяжелых недель после ухода Гросса, Pimco сумела взять ситуацию под контроль. В ноябре отток средств из Total Return составил $9,5 млрд по сравнению с $27,5 млрд в октябре. В ноябре он заработал 0,99% дохода, опередив 99% конкурентов. «Шок от ухода Гросса прошел довольно быстро», - отмечает Ледюк.

Под руководством Гросса фонд Janus Global Unconstrained Bond увеличил активы с $13 млн до $1,2 млрд (данные Bloomberg). В ноябре фонд заработал 0,36%, обогнав 82% конкурентов (данные Morningstar).