Фонд национального благосостояния снова станет антикризисным

Фонд национального благосостояния снова станет антикризисным - его пока не будут тратить на инфраструктурные проекты
Если дать «Роснефти» все, что она просит, от инвестиционной части фонда национального благосостояния ничего не останется, говорят эксперты/ С. Портер/ Ведомости

Антикризисный план обойдется в 1,375 трлн руб., оценил первый зампред правительства Игорь Шувалов. Из ФНБ - 550 млрд руб., говорит чиновник, участвующий в разработке антикризисных мер: 250 млрд - на докапитализацию ВТБ и Газпромбанка и 300 млрд руб. - в капитал Внешэкономбанка. Это зафиксировано и в проекте антикризисного плана, обсуждавшегося у президента Путина (копия есть у «Ведомостей»).

Не умерила аппетита и «Роснефть» - в ее заявке уже 28 проектов, и, если одобрить их все, лимит ФНБ будет исчерпан. Проектов, приемлемых для финансирования из ФНБ, у «Роснефти», по сути, вообще нет, категоричен федеральный чиновник. Сейчас неактуально говорить об одобрении проектов «Роснефти», солидарен другой: «Нужна пауза».

«Мы вошли в фазу борьбы с кризисом», - констатирует чиновник финансово-экономического блока: антикризисные меры стоят денег, их источники ограничены. Приоритеты фонда национального благосостояния (ФНБ) будут пересматриваться, говорят два высокопоставленных федеральных чиновника. Подход к использованию ФНБ изменился, подтвердили еще три чиновника, участвующие в обсуждении антикризисных мер. Сначала нужно решить, сколько и из каких источников потребуется на антикризисный план, останутся ли после этого средства в лимите ФНБ на инфраструктурные проекты, и если да, то каким отдать приоритет, объясняет один из них.

В ФНБ на 1 января было 4,946 трлн руб., он сильно вырос из-за девальвации рубля - переоценка курса прибавила ФНБ 1,5 трлн руб.

Правила инвестирования ФНБ позволяют вложить до 40% в инфраструктурные проекты или на депозит Внешэкономбанка, но не более 1,16 трлн руб. Сейчас 40% ФНБ - это 1,98 трлн руб.

«Будем отказываться от проектов, которым одобрено финансирование из ФНБ, - категоричен высокопоставленный федеральный чиновник. - Оставим только те, где есть частные инвесторы, готовые увеличить долю». Не ясно, принесут ли одобренные проекты отдачу, пессимистичен другой чиновник.

Представитель Шувалова отказался от комментариев.

В утвержденном правительством перечне сейчас 10 проектов на 665 млрд руб. (см. таблицу). РЖД получила 50 млрд руб. (на БАМ и Транссиб) и до конца года может рассчитывать еще на 100 млрд - их должен вложить в облигации РЖД ВТБ, получивший 100 млрд из ФНБ. Еще 4 млрд выданы Российскому фонду прямых инвестиций (РФПИ) на проект с «Ростелекомом», больше денег ФНБ пока никто не получал.

По ЦКАД есть задержка, признал в интервью ТАСС вице-премьер Аркадий Дворкович. «Автодор» подготовил выпуск бондов на 21,7 млрд руб. - на авансы компаниям, с которыми заключены соглашения на строительство, но частные инвесторы предупредили, что могут не найти финансирования. «На прошлой неделе мы получили в Минфине подтверждение финансирования ЦКАД из ФНБ, запланированного на 2014 и 2015 гг.», - сообщил представитель «Автодора».

«Есть серьезные вопросы к РЖД по Транссибу», - говорит другой высокопоставленный чиновник.

От финансирования «Ямал СПГ», одобрения которого добился «Новатэк», правительство пока не отказывается, говорит другой высокопоставленный чиновник. Но компании предоставлены разнообразные льготы, есть договоренности с частными инвесторами, рассуждает чиновник финансово-экономического блока: возможно, не стоит спешить с выделением средств ФНБ на проект.

Зато проект добычи угля в Туве и строительства железнодорожной ветки Элегест - Кызыл - Курагино, который ведет ТЭПК Руслана Байсарова, теперь выглядит неплохо, полагает собеседник «Ведомостей»: цены на уголь просели не сильно, проект ориентирован на экспорт, есть договоренности с частными инвесторами. Представитель Байсарова от комментариев отказался.

Пока нет нужды пересматривать планы поддержать из ФНБ строительство АЭС «Ханхикиви» в Финляндии, считает чиновник: проект имиджевый, экспорт технологий, большого финансирования сейчас не требуется.

Сокращение квоты РФПИ обсуждалось еще в 2014 г., рассказывали два федеральных чиновника: фонд все равно ее почти не использует. Гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев говорит, что фонд запустил уже два проекта и они крайне важны для страны: один - интернет в малых и средних городах, другой позволит снизить потери энергии в сетях на 15%. У РФПИ есть проекты на всю его квоту, в том числе «Запсибнефтехим», говорит Дмитриев, фонд гарантирует доходность и возвратность денег ФНБ.

Модернизация БАМа и Транссиба - единственный из одобренных правительством проектов, который способен дать существенный мультипликативный эффект, настаивает представитель РЖД: без средств ФНБ этого эффекта в полной мере не будет, пострадают и планы частного бизнеса, который готов инвестировать в восточные территории под гарантии этого инфраструктурного проекта.

Гендиректор «Новатэка» Леонид Михельсон на прошлой неделе назвал получение 150 млрд руб. из ФНБ решенным вопросом, акционеры проекта готовы дать правительству гарантию, что вместе со средствами ФНБ в проект придет коммерческое финансирование.

Правительство само выберет, на что и сколько дать денег, говорил представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев. Пресс-служба «Роснефти» не ответила «Ведомостям».

«Наша проблема в том, что денег не так много», - сказала руководитель Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева: инфраструктурные проекты способны ускорить экономический рост, но в средне- или долгосрочной перспективе, а ухудшение жизни населения уже произошло. Первыми это ощутили группы с высоким и средним доходом, но догоняющую инфляцию чувствуют и группы с низкими доходами, так что нужны более срочные меры. «Когда пожар, вы не думаете, на что эффективнее распределить деньги, - резюмирует Цепляева. - Надо тушить».