Фонд национального благосостояния снова станет антикризисным
Фонд национального благосостояния снова станет антикризисным - его пока не будут тратить на инфраструктурные проекты
Антикризисный план обойдется в 1,375 трлн руб., оценил первый зампред правительства Игорь Шувалов. Из ФНБ - 550 млрд руб., говорит чиновник, участвующий в разработке антикризисных мер: 250 млрд - на докапитализацию ВТБ и Газпромбанка и 300 млрд руб. - в капитал Внешэкономбанка. Это зафиксировано и в проекте антикризисного плана, обсуждавшегося у президента Путина (копия есть у «Ведомостей»).
Сокращение квоты РФПИ обсуждалось еще в 2014 г., рассказывали два федеральных чиновника: фонд все равно ее почти не использует. Гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев говорит, что фонд запустил уже два проекта и они крайне важны для страны: один - интернет в малых и средних городах, другой позволит снизить потери энергии в сетях на 15%. У РФПИ есть проекты на всю его квоту, в том числе «Запсибнефтехим», говорит Дмитриев, фонд гарантирует доходность и возвратность денег ФНБ.
Гендиректор «Новатэка» Леонид Михельсон на прошлой неделе назвал получение 150 млрд руб. из ФНБ решенным вопросом, акционеры проекта готовы дать правительству гарантию, что вместе со средствами ФНБ в проект придет коммерческое финансирование.
Не умерила аппетита и «Роснефть» - в ее заявке уже 28 проектов, и, если одобрить их все, лимит ФНБ будет исчерпан. Проектов, приемлемых для финансирования из ФНБ, у «Роснефти», по сути, вообще нет, категоричен федеральный чиновник. Сейчас неактуально говорить об одобрении проектов «Роснефти», солидарен другой: «Нужна пауза».
«Мы вошли в фазу борьбы с кризисом», - констатирует чиновник финансово-экономического блока: антикризисные меры стоят денег, их источники ограничены. Приоритеты фонда национального благосостояния (ФНБ) будут пересматриваться, говорят два высокопоставленных федеральных чиновника. Подход к использованию ФНБ изменился, подтвердили еще три чиновника, участвующие в обсуждении антикризисных мер. Сначала нужно решить, сколько и из каких источников потребуется на антикризисный план, останутся ли после этого средства в лимите ФНБ на инфраструктурные проекты, и если да, то каким отдать приоритет, объясняет один из них.
В ФНБ на 1 января было 4,946 трлн руб., он сильно вырос из-за девальвации рубля - переоценка курса прибавила ФНБ 1,5 трлн руб.
Правила инвестирования ФНБ позволяют вложить до 40% в инфраструктурные проекты или на депозит Внешэкономбанка, но не более 1,16 трлн руб. Сейчас 40% ФНБ - это 1,98 трлн руб.
«Будем отказываться от проектов, которым одобрено финансирование из ФНБ, - категоричен высокопоставленный федеральный чиновник. - Оставим только те, где есть частные инвесторы, готовые увеличить долю». Не ясно, принесут ли одобренные проекты отдачу, пессимистичен другой чиновник.
Представитель Шувалова отказался от комментариев.
В утвержденном правительством перечне сейчас 10 проектов на 665 млрд руб. (см. таблицу). РЖД получила 50 млрд руб. (на БАМ и Транссиб) и до конца года может рассчитывать еще на 100 млрд - их должен вложить в облигации РЖД ВТБ, получивший 100 млрд из ФНБ. Еще 4 млрд выданы Российскому фонду прямых инвестиций (РФПИ) на проект с «Ростелекомом», больше денег ФНБ пока никто не получал.
По ЦКАД есть задержка, признал в интервью ТАСС вице-премьер Аркадий Дворкович. «Автодор» подготовил выпуск бондов на 21,7 млрд руб. - на авансы компаниям, с которыми заключены соглашения на строительство, но частные инвесторы предупредили, что могут не найти финансирования. «На прошлой неделе мы получили в Минфине подтверждение финансирования ЦКАД из ФНБ, запланированного на 2014 и 2015 гг.», - сообщил представитель «Автодора».
«Есть серьезные вопросы к РЖД по Транссибу», - говорит другой высокопоставленный чиновник.
От финансирования «Ямал СПГ», одобрения которого добился «Новатэк», правительство пока не отказывается, говорит другой высокопоставленный чиновник. Но компании предоставлены разнообразные льготы, есть договоренности с частными инвесторами, рассуждает чиновник финансово-экономического блока: возможно, не стоит спешить с выделением средств ФНБ на проект.
Зато проект добычи угля в Туве и строительства железнодорожной ветки Элегест - Кызыл - Курагино, который ведет ТЭПК Руслана Байсарова, теперь выглядит неплохо, полагает собеседник «Ведомостей»: цены на уголь просели не сильно, проект ориентирован на экспорт, есть договоренности с частными инвесторами. Представитель Байсарова от комментариев отказался.
Пока нет нужды пересматривать планы поддержать из ФНБ строительство АЭС «Ханхикиви» в Финляндии, считает чиновник: проект имиджевый, экспорт технологий, большого финансирования сейчас не требуется.
Модернизация БАМа и Транссиба - единственный из одобренных правительством проектов, который способен дать существенный мультипликативный эффект, настаивает представитель РЖД: без средств ФНБ этого эффекта в полной мере не будет, пострадают и планы частного бизнеса, который готов инвестировать в восточные территории под гарантии этого инфраструктурного проекта.
Правительство само выберет, на что и сколько дать денег, говорил представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев. Пресс-служба «Роснефти» не ответила «Ведомостям».
«Наша проблема в том, что денег не так много», - сказала руководитель Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева: инфраструктурные проекты способны ускорить экономический рост, но в средне- или долгосрочной перспективе, а ухудшение жизни населения уже произошло. Первыми это ощутили группы с высоким и средним доходом, но догоняющую инфляцию чувствуют и группы с низкими доходами, так что нужны более срочные меры. «Когда пожар, вы не думаете, на что эффективнее распределить деньги, - резюмирует Цепляева. - Надо тушить».