Набиуллина: Рост цен может превысить ставку ЦБ, но ненадолго

Все самое плохое с рублем и инфляцией уже случилось, считает ЦБ
ТАСС

Факторы, которые привели к всплеску инфляции в декабре - сильные, но одноразовые, их влияние будет сокращаться, заявила председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Темп роста цен на пике может превысить 15%, т.е. уровень текущей ставки ЦБ, допускает она, но это превышение не будет долгим.

Решение ЦБ снизить ставку стало неожиданным для рынка (из 32 аналитиков, опрошенных Bloomberg, только один предполагал снижение ставки) и вызвало негативную реакцию экспертов. Хотя абсолютное большинство также, как и ЦБ, прогнозирует замедление темпов роста цен во II полугодии - при отсутствии новых шоков, - смягчение денежной политики они сочли преждевременным: инфляция только набирает обороты и может остаться высокой, если ожидания высокого роста цен укрепятся.

«Центробанк ошибся», «принял поспешное решение», решили одни, а другие и вовсе заподозрили, что он «по факту проводит какую-то другую политику» или поддался давлению Кремля, который пошел навстречу банкирам и промышленникам. ЦБ объяснил решение снижением инфляционных и девальвационных ожиданий, но данные говорили об обратном: за январь рубль ослаб к доллару на 13%, темп роста цен замедлился незначительно (инфляция за 26 дней января - 2,1% против 2,6% за весь декабрь, т.е. по-прежнему более 2% за месяц). Опрос населения, который по заказу ЦБ проводит ФОМ, показал ухудшение этих ожиданий: в декабре 46% считали, что в ближайшие три месяца цены будут расти теми же темпами, а 33% - что рост цен ускорится (месяцем ранее так думали 25%). Поэтому в решении ЦБ некоторые аналитики усмотрели противоречие заявленного им приоритета снижения инфляции. И даже некоторые из тех, кто снижение ставки поддержал, сочли, что инфляция - просто меньшее зло по сравнению с проблемами банковского сектора. «Мы увидели, что не встретили понимания нашей политики», - признала Набиуллина и решила подробнее объяснить логику регулятора.

В «новой реальности», с которой ЦБ столкнулся раньше других, ему пришлось одновременно решать три задачи, перечислила Набиуллина: удержание инфляции под контролем, стабилизация валютного рынка, недопущение остановки кредитования. И «принимать непопулярные, болезненные, но абсолютно необходимые решения».

Падение цен на нефть оказалось третьим по масштабу за последние 40 лет, подсчитали в ЦБ, и еще в сентябре подобного не ожидали, признала Набиуллина. При снижении среднегодовой цены нефти со $100 до $45/барр. экономика недополучает $160 млрд руб. - примерно треть экспортных доходов, привела она расчеты ЦБ. Это вызвало большое давление на рубль, политика «плавающего коридора», с одной стороны, сдерживала это давление, с другой - провоцировала, порождая спрос на валюту, сказала Набиуллина: «Чтобы не сдерживать этот пар, решили чуть раньше, чем ожидалось, перейти к плавающему курсу». Но накопленное давление на рубль было столь велико, что создавало риски финансовой стабильности, поэтому ЦБ стал выходить на рынок с интервенциями, и участники валютного рынка привыкли к ним так же, как до отмены коридора, объяснила Набиуллина. «Поэтому 16 декабря - когда произошло такое серьезное движение курса - это был фактически переход к плавающему курсу», - сказала она: иначе «отучить» рынок держаться за интервенции не получалось. Одновременно ЦБ повысил ставку с 10,5% до 17%.

Повышение ставки внесло свой вклад в стабилизацию валютного рынка, как ЦБ и рассчитывал, сказала Набиуллина. По ее словам, четыре фактора - декабрьское повышение ставки, переход к плавающему курсу, развитие инструментов валютного рефинансирования, работа с экспортерами по более равномерной продаже экспортной выручки - привели к стабилизации девальвационных и инфляционных ожиданий, что и позволило ЦБ снизить ставку до 15%.

Темпы инфляции замедляются - 0,6% за неделю с 20 по 26 января против 0,7% неделей ранее и 0,8% за первые 12 январских дней, сравнила Набиуллина. Инфляционные ожидания, по ее словам, «высокие, но не растущие». ЦБ оперировал данными январского опроса, пояснила она: они показали, что рост инфляционных ожиданий прекратился. Данные этого опроса на сайте ЦБ пока не опубликованы.

Снижение ставки ни в коей мере не противоречит цели ЦБ по инфляции, подчеркнула Набиуллина: «Многие удивляются: инфляция растет, а мы принимаем решение о снижении ставки, [но] мы смотрели не столько на факт, сколько на наши прогнозы и оценки тех факторов, которые влияют на динамику инфляции в этом году и в следующем году». В годовом выражении рост цен будет продолжаться, достигнув пика во II квартале, а потом начнет снижаться: «Почему инфляция начнет снижаться? Потому что факторы, которые привели к ее всплеску, к достижению ею двузначных размеров, - они сильные, но одноразовые», - сказала она.

Основное падение цен на нефть уже произошло и вне зависимости от того, какой будет их дальнейшая динамика, такого масштаба снижения, как во II полугодии 2014 г., уже не будет, сказала Набиуллина: «Это чисто математически невозможно себе представить». Соответственно, не будет и такого масштабного давления на рубль. Скорость, с которой девальвация влияет на цены, увеличилась, как показал всплеск инфляции и потребительский ажиотаж в декабре: «Этот одноразовый фактор будет действовать по затухающей», - считает председатель ЦБ. Выплаты внешнего долга в I квартале меньше, чем в IV квартале 2014 г., и в целом за 2015 г. меньше, чем в прошлом году, это тоже снижает давление на курс. Наконец, замедлению инфляции будет способствовать снижение спроса из-за спада экономической активности и сокращения расходов бюджета, отметила она.

Думая о балансе рисков, ЦБ всегда оценивает влияние своих решений на кредитование, сказала Набиуллина: «Мы всегда говорили, что инфляционное таргетирование не подразумевает снижения инфляции любой ценой. Мы не будем достигать этого ценой чрезмерного охлаждения экономики». Несмотря на то, что ставка снижена, она все еще остается высокой, подчеркнула Набиуллина: текущая денежная политика - жесткая. Тем не менее, снижение ставки ЦБ приведет к тому, что банки снизят ставки по кредитам, а значит, какая-то часть проектов, которая раньше не могла получить кредитование, начнет его получать, сказала она. Чтобы ставка ЦБ стала еще ниже - надо добиться снижения инфляции, от этой цели ЦБ не отказывается, резюмировала Набиуллина.

По оценке ЦБ, на 26 января инфляция достигла 13%. Минэкономразвития ожидает, что в среднем за год инфляция составит 15,8% - вдвое выше, чем в среднем за 2014 г. (7,8%), и по итогам 2015 г. также превысит уровень прошлого года: 12,2% в декабре против 11,4% в декабре 2014 г. При этом почти весь рост цен придется на первое полугодие, прогнозирует министерство: за первые три месяца цены вырастут на 7%, за II квартал - на 3%, за III квартал - на 0,3%, и за последние три месяца - на 1,3%. Драйвером инфляции останется продовольствие, которое за год подорожает на 15%. Министерство рассчитывает, что снижению цен поможет хороший урожай: сезонный спад цен на него в III квартале составит почти 30%, прогнозирует министерство. Другим тормозом инфляции станет падение потребительского спроса: рост фонда зарплат по экономике едва превысит 4% в номинальном выражении, в реальном выражении зарплаты упадут почти на 10%, реальные доходы - на 6,3%. Экономика, по прогнозу Минэкономразвития, за 2015 г. сократится на 3%, оценка ЦБ пессимистичнее: спад превысит 3% только за первое полугодие.