Ключ к решению проблем российской экономики - в руках политиков, а не экономистов

Из падения ВВП на 7% в 2015 г. обвал нефтяных цен объясняет 2-2,5 п. п., остальное - результат санкций

Наверное, мало у кого уже остались сомнения, что в этом году российская экономика окажется в рецессии, которая по глубине может быть сопоставима с кризисом 2009 г. Ожидания жесткой посадки экономики озвучивают большинство экспертов, правительственных чиновников, да и население, судя по опросам, готовится затянуть пояса. В то же время в обществе существуют довольно полярные мнения о причинах нынешнего кризиса: кто-то говорит, что это продолжение глобального кризиса 2008-2009 гг., от которого мировая экономика так и не оправилась, кто-то винит во всем обвал цен на нефть, кто-то считает, что во всем виноваты западные санкции, обернувшиеся закрытием международных рынков капитала и вынужденным погашением внешних долгов, что привело к обвалу рубля, резкому ускорению инфляции и снижению реальных доходов населения.

Начнем по порядку. Во-первых, несмотря на ряд недавних дискуссий, в частности, на Гайдаровском форуме, я склонен считать, что слухи о неизбежности формирования некой новой экономической парадигмы и о скорой кончине капитализма сильно преувеличены. В основе капитализма, как известно, лежит мотивация частных собственников к получению прибыли; это именно то, что движет экономический рост и инновации. И именно поэтому так важны защита прав собственности, независимость судов, подотчетность власти гражданскому обществу. Разрушение этих институтов отбрасывает общество во времена феодализма или еще дальше в прошлое; как хорошо известно из истории, экономический рост в таких обществах был практически равен нулю, прежде всего в силу отсутствия мотивации их членов что-либо делать. Какой смысл в том, чтобы хорошо работать, если результат твоего труда на 100% достанется не тебе, или развивать бизнес, если его в любой момент могут отобрать при помощи пресловутого административного ресурса?

Во-вторых, если уж говорить о причинах нового кризиса в российской экономике, было бы преувеличением сваливать все на внешние факторы. В отличие от кризиса 2008-2009 гг. дела в мировой экономике идут не в пример лучше, чем у нас. США демонстрируют весьма неплохие темпы роста и всерьез думают о постепенном повышении ставок. Европа тоже в целом хоть медленно, но растет; при этом приходится признать, что введенные ею в отношении России санкции и наши ответные ограничения на импорт продовольствия пока не слишком заметно сказываются на европейской экономике. (Здесь стоит напомнить, что, несмотря на санкции, Европа остается нашим крупнейшим торговым партнером и именно состояние европейской экономики влияет на нас самым непосредственным образом.) Есть определенные проблемы в крупнейших развивающихся странах, но в целом они не выглядят критическими настолько, чтобы вызвать большие проблемы у нас.

В-третьих, приходится констатировать, что санкции в отношении России, безусловно, оказали сильное влияние на ее экономику. Прежде всего они негативно повлияли на финансовый сектор, поскольку доступ на международные рынки капитала оказался практически закрыт. Это привело к невозможности рефинансировать большую часть внешнего долга, что подстегнуло отток капитала, который в прошлом году составил рекордные $151,5 млрд. Резкое ускорение оттока капитала в сочетании с падением цен на нефть в IV квартале привело к обвалу рубля, что вызвало резкое ускорение инфляции, падение реальных доходов населения. Потребительский ажиотаж в декабре, обеспечивший в целом неплохую статистику (по нашим оценкам, в декабре ВВП вырос на 1,9% год к году), не должен никого успокаивать, поскольку в условиях падения реальных доходов он был вызван стремлением населения конвертировать сбережения в валюту и товары длительного пользования по старым ценам. За таким всплеском неизбежно последует еще более глубокое падение.

Говоря об относительной роли санкций и снижения цен на нефть в произошедшем обвале рубля, стоит ориентироваться на численные оценки эластичности обменного курса по цене на нефть. Чувствительность курса рубля к нефтяным котировкам, безусловно, сильно зависит от политики ЦБ: например, в результате его борьбы с «чрезмерным укреплением» рубля в тучные годы курс практически не реагировал на движение нефтяных цен. Однако даже сейчас, при свободно плавающем курсе, нельзя сказать, что рубль гиперчувствителен к колебаниям цен на нефть; наши оценки показывают, что 10%-ное снижение цены приводит в среднем к 3%-ному снижению курса рубля. Это означает, что падение нефтяных цен на 55-60% должно было привести к ослаблению рубля на 18-20%, что сопоставимо с потерями других плавающих нефтяных валют, таких как норвежская крона, нигерийская найра или мексиканское песо. Поскольку с прошлого лета рубль ослабел примерно на 50%, приходится признать, что остальные 30-32 процентных пункта падения рубля - результат действия санкций. Падение рубля даст сокращение импорта примерно на $100 млрд (с $308 млрд в 2014 г. до $209 млрд в 2015 г.), что сопоставимо с объемам выплат по внешнему долгу в текущем году.

Наши оценки показывают: снижение цен на нефть на 25% ведет к снижению темпов роста ВВП примерно на 1 п. п.; это означает, что из ожидаемого нами падения российской экономики на 7% в 2015 г. обвал нефтяных котировок объясняет всего 2-2,5 п. п. Остальное может быть объяснено за счет действия санкций, резкого роста ставок и других внутренних факторов, таких как неблагоприятный деловой климат. Но именно санкции за счет обвала рубля являются наиболее значимой причиной рецессии в экономике. Резкое ослабление рубля вызывает ускорение инфляции, падение реальных доходов и покупательной способности населения, а также сжатие капитальных инвестиций (см. мою колонку «ЦБ и в 2015 году придется искать баланс между целью по инфляции и степенью свободы курса рубля» от 24.10.2014 г), что в результате трансформируется в резкий спад в экономике.

Из всего этого следуют довольно простые выводы. Не надо списывать текущие проблемы в российской экономике на общий крах капитализма, смену мирового технологического уклада или длинные экономические циклы невыясненной природы. Поскольку санкции возникли в силу известных геополитических событий, необходимо искать политические решения, которые привели бы к их ослаблению. Важно сохранить макроэкономическую стабильность и не допустить снижения степени интеграции России в мировую экономику. Также необходимо помнить, что экономический рост невозможен без работоспособных институтов и что государство - далеко не самый эффективный собственник. И что антикризисные меры правительства в лучшем случае смогут предотвратить полномасштабный банковский кризис и поддержать определенные отрасли и категории граждан, но не смогут остановить надвигающийся экономический кризис.

Мнения экспертов банков и инвесткомпаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.