Кредитные кооперативы могут создать свою систему гарантирования

Центробанк не против идеи – так лучше защищены пайщики
ЦБ не против создать систему страхования средств пайщиков кредитно-потребительских кооперативов/ Е.Разумный/ Ведомости

ЦБ не против создать систему страхования средств пайщиков кредитно-потребительских кооперативов (КПК). Об этом «Ведомостям» рассказали управляющий Федерального фонда защиты прав вкладчиков и акционеров Марат Сафиулин и сотрудники нескольких КПК. Сейчас у кооперативов (всего 1632) есть компенсационные фонды СРО (9), куда они отчисляют 0,2% среднегодовой величины активов. За последние три года банкротами стали около 13 игроков, указывает Сафиулин.

По словам сотрудника одного из кооперативов, пока обсуждаются две идеи: создать его с нуля или на базе Фонда защиты прав вкладчиков и акционеров. Целесообразнее создать систему на базе существующего фонда, чтобы покрыть 10% сбережений, полагает председатель совета СРО «Народные кассы – Союзсберзайм» Андрей Сиднев.

Фонды разобщены и не обеспечивают должного уровня защиты средств пайщиков, согласен Сафиулин. Он предлагает объединить фонды под единым принципом управления и размещать средства в активы, которые при низком уровне риска будут иметь доходность достаточную, чтобы покрыть потребности пайщиков. «На выплаты может потребоваться 100–120 млн руб. в год», – уточняет Сафиулин и предлагает оставить отчисления в фонд на уровне 0,2%.

По оценкам Сиднева, КПК привлекли 50 млрд руб., а фонды насчитывают лишь 250 млн руб., что совершенно недостаточно. Средний размер сбережений – 150 000–200 000 руб.

С одной стороны, пишет пресс-служба ЦБ, при наличии такой системы лучше обеспечиваются права пайщиков, но с другой – это дополнительное обременение для КПК, а возможно, и для пайщиков. ЦБ проведет консультации, чтобы понять целесообразность внедрения такой системы.

«Мы инициировали страхование личных сбережений граждан, чтобы конкурировать с банками», – рассказывает предправления севастопольского КПК «Вместе» Ольга Хайт. В кооперативы люди несут деньги по принципу сарафанного радио, привлекать их через рекламу очень сложно, продолжает она: «Сразу вряд ли что-то изменится, поскольку необходимо будет дождаться первых выплат».