Альфа-банк впервые за долгое время допустил сбой в обслуживании карт

Крупные клиенты утверждают, что ничего не заметили
Альфа-банк впервые за долгое время допустил сбой в обслуживании карт/ М. Стулов/ Ведомости

Вчера в одном из крупнейших розничных банков России – Альфа-банке – произошел сбой, из-за которого были приостановлены интернет-обслуживание и прием карт к оплате. О неполадках уведомил клиентов во второй половине дня сам банк на сайте: операции в банкоматах и платежи в торговых точках по пластиковым картам не проходят по техническим причинам. Также невозможно обслуживание по картам в отделениях, не работают интернет-банкинг «Альфа-клик» и мобильный банк «Альфа-мобайл», гласило уведомление.

Услугами эквайринга от Альфа-банка пользуются «Аэрофлот», S7, «Яндекс», «Вымпелком», «Одноклассники.ру», «В контакте», City Mobil, GetTaxi, «Евросеть», «Мосэнергосбыт» и другие крупные клиенты, говорится на сайте банка. «Яндекс.Деньги» сотрудничают с несколькими банками-эквайерами и, даже если один испытывает трудности, платежи проводятся через другие, говорит сотрудник этой компании. Но она вчера не ощутила проблем с Альфа-банком. Клиенты «Мосэнергосбыта» проводили платежи, сервисы работали, сообщил представитель компании.

Уже через полчаса банк сообщил, что «работоспособность всех систем восстановлена». Карты других банков в банкоматах обслуживались, в основном сложности были только у держателей карт Альфа-банка, уточнил его сотрудник.

Сбой в Альфа-банке не связан с работой Национальной системы платежных карт (НСПК), заявил ее представитель. Это внутренний сбой, не связанный с работой НСПК, подтверждает сотрудник Альфа-банка. Карточный модуль не вышел из строя, ошибка произошла в автоматизированной банковской системе, уточнил он. Точные причины станут известны после расследования.

1,5 года без сбоев

Крупных сбоев у Альфа-банка давно не было, говорят несколько банкиров. Возможно, последними случаями, когда системы банка отказывали, были апрель 2012 г. и декабрь 2013 г. – тогда не работали его банкоматы. В обоих случаях банк объяснял это техническими проблемами.

«Ведомости» опросили сотрудников карточных департаментов еще четырех крупных российских банков, в том числе двух входящих в топ-10 по активам. Все они сказали, что их системы работали вчера в штатном режиме, жалоб от клиентов не было.

Сбой мог затронуть многих клиентов: Альфа-банк – один из лидеров по эмиссии карт и лидер в интернет-эквайринге, напоминает директор процессингового центра крупного банка. Рыночная доля Альфа-банка по количеству транзакций в интернет-эквайринге – 32,3%, говорится в его отчете за 2014 г., а компаний – получателей платежей у него более 13 000 (2-е место в России). Всего банк эмитировал, по данным отчета, более 6 млн пластиковых карт, а прошлый год стал для него рекордным по выпуску карт под зарплатные проекты – более 1,3 млн. Интернет-банкингом «Альфа-клик» пользуется свыше 3,6 млн клиентов, пользователей мобильного банкинга в прошлом году оказалось более 600 000.

«Аэрофлот» ежедневно продает через сайт по 20 000–30 000 билетов, рассказывает сотрудник одного из билетных агентств. На Альфа-банк приходится 90–95% таких покупок, это 800–1000 билетов в час. «Проблем с эквайрингом не было, иначе бы нам уже позвонили из «Аэрофлота», – утверждает сотрудник Альфа-банка. «Аэрофлот» никаких сбоев не заметил, подтвердил его представитель.

Чем сложнее система, тем выше вероятность, что она сломается, хотя IT-подразделения всех банков применяют принцип дублирования систем, так что вероятность сбоев стремится к нулю – это миллионные доли процентов, констатирует начальник управления пластиковых карт «ВТБ 24» Александр Бородкин. «Каждый сбой – это плохо в будущем, но хорошо в прошлом, поскольку позволяет банку усовершенствовать свои системы», – рассуждает он. У каждого банка договорные отношения с партнерами оформлены по-своему, говорит Бородкин, но, как правило, чем крупнее партнер, тем больше гарантий предоставляет ему банк.