Отток капитала из развивающихся стран приближается к $1 трлн

Это почти вдвое больше, чем в кризис 2008 года
Главные катализаторы оттока – девальвация юаня и повышение ставки ФРС/ Shizuo Kambayashi/ AP

Совокупный отток капитала из 19 крупнейших развивающихся стран за июль 2014 г. – июль 2015 г. составил $940 млрд, свидетельствуют официальные данные и анализ инвестбанка NN Investment Partners (бывшая ING Investment Management). Это почти вдвое больше потерь за три самые тяжелые квартала 2008–2009 гг. – $480 млрд.

Кто останется?

Суверенный фонд Норвегии ($870 млрд под управлением, владеет более 1% акций в мире) не намерен уходить из Китая, даже несмотря на убыток во II квартале и ожидания еще большей волатильности. Обвал китайского фондового рынка и решение ослабить юань «были совершенно ожидаемы», отмечает заместитель гендиректора Norges Bank Investment Management Трунд Гранде: «Когда видишь, как рынок такого масштаба, как китайский, открывается для иностранных инвесторов <...> такая волатильность ожидаема». В апреле – июне убыток фонда составил 73 млрд крон ($8,8 млрд).

После кризиса развивающиеся рынки считались локомотивами глобального роста – развитые экономики сильнее пострадали в кризис. За июль 2009 г. – июнь 2014 г. чистый приток в те же 19 стран составил $2 трлн, подсчитал NN Investment Partners. Но из-за замедления экономического роста и ослабления валют тренд сменился, дав аналитикам повод упражняться в острословии. В BAML в отчете переименовали развивающиеся рынки (emerging markets) в «погружающиеся» (submerging), а в Goldman – в «аварийные» (emergency markets).

Потенциал оттока еще далеко не исчерпан, говорит старший стратег NN Investment Partners Маартен-Йан Баккум. Главные катализаторы оттока – девальвация юаня и повышение ставки ФРС. Из-за оттока капитала страдают национальные валюты. Результат – по данным Capital Economics, в июне развивающиеся страны сократили импорт на 13% к прошлому году. Этот «коллапс отражает более фундаментальный спад в спросе на товары, поскольку отток капитала приводит к сокращению внутреннего спроса, а подешевевшее сырье съедает доходы сырьевых экономик, говорит Нил Шэринг из Capital Economics, и пока нет признаков, что дно достигнуто».

Девальвировав юань, Китай лишил трейдеров одного из самых стабильных ориентиров на валютном рынке, а очередное падение фондовых индексов на 6% во вторник вызывает еще больше вопросов относительно способности Пекина восстановить темпы экономического роста.

«На валютных рынках развивающихся стран худший шторм за все время, – говорит стратег Societe Generale Бернд Берг, – страхи относительно глобального роста в основном связаны с сильным замедлением развивающихся рынков, тогда как восстановление развитых экономик недостаточно, чтобы противостоять слабости Китая и других развивающихся рынков».

FT, 19.08.2015, Татьяна Бочкарева