Евро так и не стал в кризис надежной гаванью

Укреплением до $1,17 он обязан трейдерам, работающим на рынке керри-трейд и несущим потери из-за юаня
Евро дорожал с 11 августа, когда Китай девальвировал юань/ Alexander F. Yuan/ AP

Впонедельник, когда Shanghai Composite рухнул на 8,5%, а Dow Jones потерял 6% при открытии торгов, евро подорожал до $1,17. В последний раз он стоил столько в январе, а в марте подешевел до 12-летнего минимума – $1,05. «К евро сейчас отношение как к тихой гавани», – отмечал аналитик Goldman Sachs Робин Брукс.

«В поисках тихой гавани деньги текли в основном в евро, что мне кажется поразительным», – сказала Bloomberg стратег Commerzbank Ту Лан Нгуен. Аналитик Swissquote Арно Массе назвал скачок евро в понедельник «сумасшедшим», но добавил, что «евро может и удержаться, поскольку вероятность того, что ФРС начнет повышение ставок в сентябре, стала гораздо меньше».

Евро дорожал с 11 августа, когда Китай девальвировал юань, поскольку инвесторы стали выходить из позиций керри-трейд. «На займы в евро инвесторы покупали более доходные инструменты в Китае, и, чтобы закрыть позиции, им пришлось покупать евро, что и привело к росту курса», – говорит стратег BoNY Mellon Нил Меллор.

Пока Китай удерживал курс на уровне 6,2 юаня/$, инвестиции были выгодны. «Юань был лучшей валютой для керри-трейд из-за его низкой волатильности, – сказал Bloomberg начальник отдела фиксированной доходности JPMorgan Private Bank в Гонконге Бен Су, – но сейчас волатильность почти удвоилась, так что очевидно, что люди будут закрывать сделки» (см. график).

Но и без Китая на рынке керри-трейд сейчас трудностей хватает. Самые популярные и доходные инвестиции на этом рынке – валюты стран, экспортирующих сырье. Но сейчас вместе с падением цен на сырье дешевеют и валюты. По оценке Deutsche Bank, с начала года доходность от таких сделок сократилась на 13%, а весь год может оказаться худшим со времени кризиса 2008 г. «С керри-трейд сейчас ситуация везде тяжелая, – сказал Bloomberg аналитик Citigroup Кристиан Касоков, – из-за падения цен на сырье очень сильно страдают самые доходные валюты».

«Выход из позиций керри-трейд, умноженный на неопределенность повышения ставок ФРС, объясняет удорожание евро», – говорит управляющий директор Carmignac Gestion Дидье Жорж. «Но сильная валюта – это последнее, что сейчас нужно еврозоне, – отмечает портфельный управляющий BlueBay Asset Management Марк Даудинг, – у них угроза дефляции, а вложения европейских компаний в азиатские активы больше, чем у американских».

Со вторника ситуация изменилась. Вчера евро подешевел не только к доллару – до $1,1352, но также к британскому фунту и традиционно считающимся тихими гаванями иене и швейцарскому франку. С момента девальвации юаня лучше всех себя чувствуют именно иена и франк.

Все же шансы укрепиться у евро сохраняются – при условии, что будет дешеветь доллар. «Меры [принятые Китаем для спасения рынка] не вернули доверие инвесторов, и потрясения на рынке еще будут, – говорит валютный стратег Societe Generale Элвин Тэн, – в таких условиях, когда инвесторы избегают рисков, иена и евро будут получать поддержку». «Евро может укрепляться к доллару только из-за слабости доллара», – сказал Bloomberg валютный стратег лондонского банка.

По мнению Нгуен, к концу года евро будет стоить $1,04, а к концу 2016 г. можно будет говорить о паритете.

Использована информация WSJ