Глобальные инвесторы предпочитают облигации производителей мяса нефтяным компаниям

Так они приспосабливаются к низким ценам на сырье
Инвесторы покупают облигации производителей мяса вместо нефтяных компаний/ М. Стулов/ Ведомости

Индекс корпоративных бондов развивающихся рынков JPMorgan, в который входят валютные долги компаний примерно 50 стран, за первое полугодие прибавил 4%. Но августовские потрясения сделали свое дело: за январь – октябрь рост индекса составил лишь 1% (см. график).

По данным МВФ, в конце 2014 г. долги корпораций (без учета финансовых) развивающихся стран составляли $18 трлн, увеличившись за 10 лет вчетверо. Сильнее всего увеличились корпоративные долги Китая, Турции, Чили, Бразилии, Индии и Перу. «По мере того как развитые страны нормализуют денежную политику, развивающимся рынкам стоит подготовиться к росту корпоративных дефолтов», – предупреждает МВФ.

Управляющие выводы сделали. UBS Wealth Management рекомендует клиентам сократить вложения в высокодоходные корпоративные бонды развивающихся стран из-за риска замедления их экономик, дешевеющего сырья, ослабления местных валют и роста дефолтов по долгам. Goldman Sachs Asset Management уже закрыл часть таких позиций, переложившись в облигации с инвестиционным рейтингом, сообщил управляющий Goldman Яков Арнополин.

Кредитоспособность заемщиков ухудшается, предупреждает JPMorgan, в этом году он ожидает роста дефолтов по высокодоходным долгам компаний развивающихся стран – до 5,4% по сравнению с 3,2% в 2014 г. «Если вы сильно закредитованы и страдаете от падения цен на сырье, то прятаться негде», – говорит управляющий AllianceBernstein Шамайла Хан. У нее беспокойство вызывают рынки, которые, подобно Украине, могут пострадать, если политическая нестабильность обернется выводом депозитов из банков. Сейчас время покупать облигации латиноамериканских производителей говядины и целлюлозы, чей экспорт стал более конкурентоспособным из-за ослабления местных валют, полагает Хан.

Управляющий Federated Investors Руггеро де’Росси считает корпоративные облигации «самым слабым звеном» на долговом рынке развивающихся стран. Во II квартале он стал сокращать вложения в корпоративные бонды, опасаясь трудностей с обслуживанием долга. Он продал, например, облигации колумбийской Pacific Rubiales Energy и мексиканской Metalsa.

Но некоторые инвесторы полагают, что страхи сильно преувеличены. По оценке UBS, лишь 10% бондов, обращающихся на рынке, выпущены компаниями, зарабатывающими доходы в местной валюте, но имеющими долги в долларах. Среди эмитентов много экспортеров с долларовой выручкой, говорит стратег Loomis Sayles Investments Эсти Двек. А доля бондов корпораций развивающихся стран, номинированных в иностранной валюте, составляет лишь 5%, отмечает управляющий T. Rowe Price Сами Муадди.

Проблемы сконцентрированы на нескольких рынках, в частности в Бразилии. За август – сентябрь спред между доходностью бразильских корпоративных бондов и казначейскими облигациями США вырос с 5 до 9 процентных пунктов. Иностранцы выходят из бразильских бумаг из-за признаков ухудшения политической и экономической ситуации, а также скандала вокруг государственной Petroleo Brasileiro. Но доходность бразильских бондов кажется инвесторам привлекательной. Де’Росси, продававший во II квартале облигации Petrobras, стал вновь их покупать – из-за дешевизны и надежды на правительственную помощь компании.

Альбано Франко, отвечающий в бразильском инвестбанке BTG Pactual за работу с корпоративными долгами Латинской Америки, покупает облигации бразильских производителей мяса, включая JBS, Marfrig Global Foods и Minerva. За год реал подешевел к доллару на 37%, что позволяет экспортерам зарабатывать больше.

WSJ, 5.10.2015