Розничные портфели банков изрядно потрепались за последний год

Доля просроченных кредитов выросла на 42–70% — данные НБКИ
Банкиры на скорое улучшение не рассчитывают/ Е. Кузьмина/ Ведомости

К началу октября в срок не обслуживается почти пятая часть карточного портфеля. В кредитах наличными просрочено 16,5%, причем год назад эта доля была менее 10%. В залоговых кредитах уровень просроченных долгов за год вырос примерно в полтора раза – до 8,4% в автокредитовании и до 4,1% – в ипотеке. Об этом свидетельствует статистика Национального бюро кредитных историй (НБКИ), которое оценило объем просроченных свыше 30 дней кредитов.

У специализированных банков динамика более угрожающая, показывает их отчетность по МСФО. Так, у «Русского стандарта» доля просроченных кредитов за полгода подскочила с 20,5% почти до 30%. У «Тинькофф банка» в срок не обслуживается почти 14% кредитных карт, более 20% – кредитов наличными и 21% – кредитов с погашением в рассрочку. У ХКФ-банка доля просроченной задолженности в целом по портфелю снизилась на 0,5 п. п. до 15,1%, но в карточном портфеле выросла на 2 п. п. до 22,5%.

Кредитные карты – продукт технически более сложный, к тому же возобновляемость кредита с маленьким платежом стимулирует к нецелевым покупкам и жизни «не по карману», объясняет директор департамента анализа и оценки рисков ХКФ-банка Дмитрий Морозов. «Часто люди при возникновении финансовых сложностей считают, что обналичивание всего лимита кредитной карты поможет им в трудной ситуации, такая тактика неизбежно приводит к дефолту заемщика», – говорит он.

Задержали на триллион

1 трлн руб. столько, по данным ОКБ, приходится на безнадежные долги граждан с просрочкой платежа свыше трех месяцев.

«Качество портфеля сейчас определяют кредиты, которые банки выдали в 2013–2014 гг., просрочка растет у тех банков, которые работали на открытом рынке, кредитовали граждан с доходами ниже среднего – за счет этого сегмента растет уровень дефолтов», – считает директор департамента дистанционного обслуживания и продаж Банка Москвы Иван Пятков.

Общий объем просроченных розничных долгов на середину сентября – около 1,04 трлн руб. (или 11,6%), оценивает Объединенное кредитное бюро (ОКБ, см. врез). Пик роста плохих долгов пройден, надеется директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков, все рискованные кредиты, которые банки навыдавали в 2012–2013 гг., уже проявились. Но из-за сокращения доходов населения качество розничных портфелей по-прежнему «под угрозой», считает Волков, причем это может коснуться всех типов кредитования, в том числе ипотеки и автокредитов.

«Если не произойдет серьезных макроэкономических потрясений, то проблемные долги будут расти умеренными темпами, – считает заместитель гендиректора ОКБ Николай Мясников. – Но мы видим, что сейчас около 40% заемщиков обслуживают два и более кредита, и в неблагоприятной экономической ситуации эти заемщики имеют повышенные риски ухудшения платежной дисциплины».

Банкиры на скорое улучшение не рассчитывают. «Падение благосостояния [населения] – основная причина роста просроченной задолженности в этом году», – говорит Морозов. Поэтому, полагает он, рост проблемных розничных кредитов в банковской системе будет продолжаться до второго полугодия 2016 г.

Если инфляция будет ускоряться, обгоняя рост доходов, это приведет «к напряженности при обслуживании клиентами своих обязательств», признает вице-президент «ВТБ 24» Александр Пахомов. «Банки будут искать, как сохранить лояльность клиентов, и самый распространенный способ – реструктуризация», – полагает он.

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"