В 2016 году с банковской карты России исчезнет еще одно знаковое имя эпохи «нулевых» — «МДМ банк»
МДМ входил в пятерку крупнейших банков страны, но не выбрался из кризиса 2008 годаВ конце 2016 г. Бинбанк консолидирует «МДМ банк» на своем балансе, после объединения бренд «МДМ банк» прекратит существование, рассказал предправления Бинбанка Александр Лукин. «Мы не планируем сохранить бренд «МДМ», он останется в истории», – заявил он.
Летом акционеры Бинбанка Михаил Гуцериев и Микаил Шишханов договорились о покупке «МДМ банка» у его основного владельца – Сергея Попова. Еще год МДМ будет жить под своим именем и со своим балансом. «Мы все помним знаменитые банковские бренды из 1990-х – Инкомбанк, «Мост», – говорит Лукин. – В те же времена появился и обрел известность МДМ. Но спустя 20 лет на банковской карте новые имена и новые лидеры».
Лукин признает, что МДМ – «все еще достаточно известный бренд в России», но есть «объективные исследования, которые показывают, что бренд «Бинбанк» среди населения значительно более известен и узнаваем». Поэтому объединенный банк будет носить имя Бинбанк.
МДМ – известное банковское имя из эпохи 90-х и нулевых. Сейчас МДМ не входит и в топ-30 банков, а на своем пике, к началу 2005 г., МДМ занимал 5-е место по размеру активов, а на 4-м был Альфа-банк, следует из архивов рэнкингов «Интерфакс-ЦЭА». В 2010 г. Brand Finance Banking оценил бренд «МДМ банка» в $429 млн. Это пятое место на начало 2010 г. после Сбербанка, ВТБ, «Русского стандарта» и Банка Москвы. Бинбанк в рейтинг Brand Finance Banking не попадал.
МДМ начал терять позиции вскоре после того, как основатель и владелец банка Андрей Мельниченко продал его своему партнеру Сергею Попову. Сделка по слиянию МДМ с Урса-банком в разгар кризиса 2008 г. тоже повлияла на ослабление банка. От кризиса 2008 г. МДМ так и не оправился.
Университетский обмен
«Наш первый обменный пункт появился, когда мы с Евгением (Ищенко, друг и партнер Мельниченко. – «Ведомости») учились на втором курсе университета, это был 1991 г. Располагался он в главном здании университета. Когда в 1992 г. к нам стало ходить слишком много людей с большими сумками, мы создали партнерство с одним из первых российских частных банков – банком «Премьер». Андрей Мельниченко, интервью «Ведомостям», апрель 2012 г.
У Мельниченко была четкая стратегия: сделать МДМ одним из крупнейших частных банков, вспоминает Василий Заблоцкий, почти 10 лет проработавший в «старом» «МДМ-банке» директором департамента финрынков.
МДМ начал бурно расти после кризиса 1998 г., когда рухнули крупнейшие банки – «Инком», «Менатеп», «Онэксим» и проч.
Логика у Мельниченко была такая: банки обанкротились, но их клиенты остались и им нужен будет новый банк. «Поэтому Мельниченко сделал ставку на развитие универсального банка, в котором должно быть всё – расчетный бизнес, кредитование, тогда же в банке появилось инвестиционное направление, которое возглавил Владимир Рашевский. Было очевидно, что крупному российскому бизнесу понадобятся инвестиционные услуги, – и банк занимался всем: структурными продуктами, организацией долговых размещений», – вспоминает Заблоцкий.
В 1999 г. в совет директоров банка пришел Александр Мамут, а вместе с ним такие клиенты, как «Сибнефть», «Русал». Экономика быстро восстанавливалась, и за пару лет активы банка утроились.
Если до кризиса 1998 г. МДМ в основном предоставлял услуги на финансовых рынках – форекс, торговля ценными бумагами и валютой (с валютных обменников Мельниченко начинал, еще будучи студентом), то с новой после кризиса 1998 г. бизнес-моделью и клиентской базой вошел в топ-10. «Расцвет банка пришелся на 2005–2007 гг., когда основным конкурентом для МДМ был Альфа-банк, шла борьба за клиентов, за людей», – вспоминает Заблоцкий. В кризис 2008 г. банк выбрал неверную стратегию, полагает он: «Пытались справляться с вызовами методом проб и ошибок. Направление развития банка, которое выбрал акционер, оказалось не самым удачным».