В 2016 году с банковской карты России исчезнет еще одно знаковое имя эпохи «нулевых» — «МДМ банк»

МДМ входил в пятерку крупнейших банков страны, но не выбрался из кризиса 2008 года
Бренд «МДМ банка», когда-то стоивший почти полмиллиарда долларов, уходит в тень/ А. Гордеев/ Ведомости

В конце 2016 г. Бинбанк консолидирует «МДМ банк» на своем балансе, после объединения бренд «МДМ банк» прекратит существование, рассказал предправления Бинбанка Александр Лукин. «Мы не планируем сохранить бренд «МДМ», он останется в истории», – заявил он.

Летом акционеры Бинбанка Михаил Гуцериев и Микаил Шишханов договорились о покупке «МДМ банка» у его основного владельца – Сергея Попова. Еще год МДМ будет жить под своим именем и со своим балансом. «Мы все помним знаменитые банковские бренды из 1990-х – Инкомбанк, «Мост», – говорит Лукин. – В те же времена появился и обрел известность МДМ. Но спустя 20 лет на банковской карте новые имена и новые лидеры».

Лукин признает, что МДМ – «все еще достаточно известный бренд в России», но есть «объективные исследования, которые показывают, что бренд «Бинбанк» среди населения значительно более известен и узнаваем». Поэтому объединенный банк будет носить имя Бинбанк.

МДМ – известное банковское имя из эпохи 90-х и нулевых. Сейчас МДМ не входит и в топ-30 банков, а на своем пике, к началу 2005 г., МДМ занимал 5-е место по размеру активов, а на 4-м был Альфа-банк, следует из архивов рэнкингов «Интерфакс-ЦЭА». В 2010 г. Brand Finance Banking оценил бренд «МДМ банка» в $429 млн. Это пятое место на начало 2010 г. после Сбербанка, ВТБ, «Русского стандарта» и Банка Москвы. Бинбанк в рейтинг Brand Finance Banking не попадал.

МДМ начал терять позиции вскоре после того, как основатель и владелец банка Андрей Мельниченко продал его своему партнеру Сергею Попову. Сделка по слиянию МДМ с Урса-банком в разгар кризиса 2008 г. тоже повлияла на ослабление банка. От кризиса 2008 г. МДМ так и не оправился.

Университетский обмен

«Наш первый обменный пункт появился, когда мы с Евгением (Ищенко, друг и партнер Мельниченко. – «Ведомости») учились на втором курсе университета, это был 1991 г. Располагался он в главном здании университета. Когда в 1992 г. к нам стало ходить слишком много людей с большими сумками, мы создали партнерство с одним из первых российских частных банков – банком «Премьер». Андрей Мельниченко, интервью «Ведомостям», апрель 2012 г.

У Мельниченко была четкая стратегия: сделать МДМ одним из крупнейших частных банков, вспоминает Василий Заблоцкий, почти 10 лет проработавший в «старом» «МДМ-банке» директором департамента финрынков.

МДМ начал бурно расти после кризиса 1998 г., когда рухнули крупнейшие банки – «Инком», «Менатеп», «Онэксим» и проч.

Логика у Мельниченко была такая: банки обанкротились, но их клиенты остались и им нужен будет новый банк. «Поэтому Мельниченко сделал ставку на развитие универсального банка, в котором должно быть всё – расчетный бизнес, кредитование, тогда же в банке появилось инвестиционное направление, которое возглавил Владимир Рашевский. Было очевидно, что крупному российскому бизнесу понадобятся инвестиционные услуги, – и банк занимался всем: структурными продуктами, организацией долговых размещений», – вспоминает Заблоцкий.

В 1999 г. в совет директоров банка пришел Александр Мамут, а вместе с ним такие клиенты, как «Сибнефть», «Русал». Экономика быстро восстанавливалась, и за пару лет активы банка утроились.

Если до кризиса 1998 г. МДМ в основном предоставлял услуги на финансовых рынках – форекс, торговля ценными бумагами и валютой (с валютных обменников Мельниченко начинал, еще будучи студентом), то с новой после кризиса 1998 г. бизнес-моделью и клиентской базой вошел в топ-10. «Расцвет банка пришелся на 2005–2007 гг., когда основным конкурентом для МДМ был Альфа-банк, шла борьба за клиентов, за людей», – вспоминает Заблоцкий. В кризис 2008 г. банк выбрал неверную стратегию, полагает он: «Пытались справляться с вызовами методом проб и ошибок. Направление развития банка, которое выбрал акционер, оказалось не самым удачным».