Базельский комитет не будет запрещать банкам учитывать рейтинги агентств при расчете рисков кредитного портфеля

В этом его убедили банкиры
Базельский комитет отказался от планов запретить банкам учитывать рейтинги при расчете кредитных рисков/ Pixaby

Банки и рейтинговые агентства одержали тактическую победу, убедив Базельский комитет смягчить требования к оценке активов. Планы запретить банкам использовать рейтинги агентств при расчете рисков появились у регуляторов после кризиса 2008 г. Тогда в адрес агентств, и в первую очередь в отношении «большой тройки» – Moody’s, S&P и Fitch, было много критики, поскольку выяснилось, что во время бума на ипотечные кредиты они присваивали выпускам секьюритизированных ипотечных бондов завышенные рейтинги. Когда стало понятно, что рейтинги не отражают риски инструментов, агентства стали массово их понижать.

В США запрет на учет рейтингов при оценке рисков кредитных портфелей уже действует – он прописан в законе Додда – Фрэнка. У ЕЦБ такого запрета нет, но Базельский комитет, к стандартам которого страны присоединяются добровольно, хотел его ввести, чтобы осложнить банкам использование собственных моделей для оценки стоимости активов, взвешенных с учетом риска.

В 2013 г. Базельский комитет проводил исследование, насколько различаются оценки стоимости активов в зависимости от использования той или иной модели. Получилось, что максимум на 20%. Поскольку от стоимости активов, взвешенных с учетом риска, зависит достаточность капитала, из-за расхождений регуляторы вынуждены вводить все новые ограничения.

В декабре 2014 г. Базельский комитет предложил вместо рейтингов оценивать «ограниченное число механизмов риска». Для банков это достаточность капитала и качество активов, для корпораций – доходы и уровень закредитованности. Новшества, которые должны дать регуляторам возможность более объективно сравнивать балансы банков, вызывали в секторе большое неудовольствие. Банкиры иронично называют их «Базель IV» – новым уровнем регулирования, который дополнит «Базель III», чьи требования полностью вступают в силу в 2019 г.

Регуляторы рутинно отвечают, что это не новшества, а давно откладываемые реформы, необходимость которых назрела еще в кризис. «Нет никакого «Базеля IV», – не устает повторять Марк Карни, управляющий Банка Англии и председатель расположенного в Базеле Совета по финансовой стабильности.

Базельский комитет не смог проигнорировать точку зрения участников рынка, которые сочли, что устранение рейтингов при оценке стоимости активов «не нужно и нецелесообразно». Поэтому комитет «разрешил использовать рейтинги для оценки рисков по долгам банков и корпораций, но не механически», говорится в его заявлении.

Использована информация FT