Банк «Открытие» купит 100% Рокетбанка у основателей компании

Банк протестировал сервис и решил его купить
Рокетбанк будет работать в качестве самостоятельного подразделения в «Открытии»/ Рокетбанк

Банк «Открытие» купит 100% Рокетбанка у основателей компании (Олег Козырев, Виктор Лысенко, Алексей Колесников и Михаил Провизион) и венчурного фонда Runa Capital, говорится в сообщении «Открытия». Сделка будет закрыта до конца апреля, ее сумма не раскрывается.

Рокетбанк – это приложение для пользователей банковскими услугами, банковской лицензии у сервиса нет. Сервис по выпуску и обслуживанию карт до декабря 2015 г. Рокетбанку предоставляли «Интеркоммерц» (в феврале ЦБ отозвал у него лицензию) и Военно-промышленный банк (ВПБ).

В конце прошлого года банк начал переход на обслуживание в «Открытие». Технологическая интеграция позволит оценить перспективы покупки, объяснял человек, близкий к одной из сторон.

«К нам не просто перешли практически все клиенты Рокетбанка, которые держали деньги в «Интеркоммерце», – по итогам этой истории был зафиксирован приток новых клиентов», – говорит представитель «Открытия». По его словам, сейчас у Рокетбанка 30 000 клиентов, а к концу года банк рассчитывает на двукратный рост их числа.

О намерении «Открытия» купить Рокетбанк прошлой осенью писал РБК со ссылкой на источники, по оценкам которых сумма сделки могла составить примерно 300 млн руб., или $4,5 млн. Человек, близкий к одной из сторон сделки, сказал во вторник «Ведомостям», что цена превышает $4,5 млн.

Runa Capital вложила в Рокетбанк $2 млн в августе 2014 г., в декабре того же года в проект инвестировал венчурный фонд Life.Sreda, сумма не раскрывалась. Life.Sreda предоставлял Рокетбанку конвертируемый заем, но в итоге в акции он не конвертировался, рассказал Лысенко. По его словам, этот заем был меньше, чем вклад Runa Capital. Инвестдиректор LIfe.Sreda Игорь Песин это подтвердил. Учитывая ситуацию на рынке и то, что цена была привязана к курсу доллара, в целом фонд доволен сделкой, однако Песин считает, что проект сильно недооценен. По его мнению, Рокетбанк – это один из самых сильных мобильных банков в Европе. Комментарии Runa Capital получить не удалось.

Для подобных проектов инвесторы часто используют «ликвидационную привилегию» – гарантированный доход при продаже проекта, говорит управляющий партнер фонда Prostor Capital Алексей Соловьев: «Думаю, этот случай не был исключением, чаще всего речь идет о 2- или 3-кратном мультипликаторе к размеру инвестиции». Изначально в условиях соглашения были ликвидационные привилегии, подтверждает Лысенко, но при совершении сделки часть правил переиграли: «Это очень большой прорыв для всего рынка, когда крупный банк покупает стартап, и думаю, что все стороны довольны сделкой».

Преимущество цифровой модели банка в том, что можно привлечь определенный тип клиентов, который не готов сталкиваться с реалиями обычного банка, рассказывает управляющий директор Touch Bank (розничный онлайн-банк группы ОТП) Андрей Козляр. Второй аспект, продолжает он, – низкие затраты на привлечение клиентов и на поддержку банка, правда, для достижения такого эффекта необходимо много вложить в технологии, в том числе связанные с заменой ручного труда машинным. По его мнению, Рокетбанк за время своего существования многое сделал, однако у него есть ограничение в модели, поскольку он работает только через мобильное приложение: это отсекает клиентов, которые пользуются интернет-банком. «Для Рокетбанка позитивно то, что они переходят в собственность «Открытия», поскольку это более надежная модель работы, чем через банк-партнер», – заключает Козляр. Рокетбанк будет работать в качестве самостоятельного подразделения в «Открытии», сообщил его представитель, нынешняя команда продолжит свою работу.