Статья опубликована в № 4060 от 21.04.2016 под заголовком: Не спи, замерзнешь

ЦБ рекомендует отключать некоторые компании от интернет-банка

Фирмам, счета которых долгое время не использовались, придется заново представляться банку
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

ЦБ рекомендует банкам обратить особое внимание на подозрительные операции компаний и отказать им в дистанционном доступе к счетам, следует из методических рекомендаций, опубликованных в среду в «Вестнике Банка России». Некоторые банки работают с компаниями, по счетам которых в течение продолжительного времени (в среднем три месяца) операции не проводятся либо проводятся в незначительных суммах. Позже эти счета начинают активно использоваться для операций, имеющих запутанный, необычный характер, не имеющих очевидного экономического смысла.

Такие операции могут совершаться для вывода капитала, обналичивания и ухода от налогов, транзита, а также для «финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей», пишет регулятор.

Эти счета – до того как они начинают активно использоваться – объединяет ряд признаков: списание не более 3 млн руб. в месяц, нерегулярный характер операций, минимальная (не более 0,5%) доля налоговых платежей. Клиенты, открывшие такие счета, как правило, имеют минимальный уставный капитал, учредителя, руководителя и бухгалтера в одном лице, прописаны по адресу массовой регистрации юрлиц, а представитель компании постоянно отсутствует по адресу в ЕГРЮЛ, перечисляет ЦБ.

Как это делается

Клиенты, проводящие сомнительные операции, как правило, открывают множество счетов на разные компании-пустышки, рассказывает финансист, занимающийся такого рода операциями. В банк один раз приводится номинальный руководитель компании, на него получают необходимые ключи для дистанционного обслуживания, а затем все операции осуществляются по доверенности удаленно, через интернет-банк, продолжает он.

ЦБ рекомендует банкам включить в договоры с компаниями условие, по которому они смогут приостановить услугу дистанционного обслуживания, включая интернет-банкинг. Подключить его обратно можно, если руководитель компании лично придет в банк или если компания обновит идентификационные сведения и налоговые документы (данные по уплате НДФЛ за последний отчетный период и др.). Клиенту придется объяснить, почему он начал активно использовать данный счет и подтвердить это договорами.

В последнее время банки выявляют сомнительных клиентов, особенность которых – так называемый спящий режим, говорит начальник службы финансового мониторинга Бинбанка Дина Багатова: в течение нескольких месяцев после открытия счета они операции не проводят либо проводят в незначительных объемах, а потом банк выявляет, что клиент начал проводить операции, обладающие признаками сомнительных.

Когда банк замечает странные операции и отключает интернет-банк, клиенты, как правило, жалуются в ЦБ, поэтому многие банки не рискуют без весомых доказательств отказывать в дистанционном обслуживании, говорит финансист, проводящий сомнительные операции, а теперь ЦБ дал банкам рекомендации, на которые они могут ссылаться. Пострадать могут и добросовестные клиенты, отмечает он.

Недобросовестный игрок открывает пул компаний, которые долго не осуществляют операции, по мере необходимости они вводятся в действие, описывает начальник управления финансового мониторинга Локо-банка Игорь Дремин. Вопрос не в том, каким инструментом он будет пользоваться: в части интернета ЦБ рекомендует отключать от дистанционного банковского обслуживания, а в части бумажных платежек – отказывать проводить такие платежи. «Суть сводится к тому, что неидентифицированные клиенты не должны обслуживаться, пока не придут в банк и не принесут документы», – заключает Дремин.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more