Московская биржа создает экспертный совет по листингу

Эксперты ждут, что он будет заниматься особо сложными ситуациями и эмитентами
Московская биржа создает совет по листингу, который будет в том числе заниматься заявками недобросовестных эмитентов/ М. Стулов / Ведомости

Московская биржа создает экспертный совет по листингу, рассказали человек, близкий к бирже, и сотрудники нескольких брокерских компаний. Это подтвердила «Ведомостям» управляющий директор по фондовому рынку Анна Кузнецова.

В компетенцию совета войдут вопросы, связанные как с прохождением процедуры листинга или отказа в нем, так и делистингом либо изменением его уровня, приостановкой и возобновлением торгов, утверждением изменений в эмиссионные документы, перечислили собеседники «Ведомостей».

Совет начнет работу осенью, в него войдут 30–35 человек: оценщики (для обсуждения листинга ИСУ и ПИФов), аудиторы, юристы, представители рейтинговых агентств, эксперты по корпоративному управлению, инвесторы (из УК и НПФ), инвестбанкиры, аналитики, представители биржи и ЦБ.

Пока вопросы по листингу и делистингу выносятся на обсуждение двух пользовательских комитетов – по фондовому рынку и по ценным бумагам. Но внутри комитетов может быть конфликт интересов – например, если брокер или банк выводит компанию на биржу, а кроме того, у комитетов не всегда хватает экспертизы, объясняют собеседники «Ведомостей».

Раздутые капиталы

Допэмиссия банка «Траст» на 3 млрд руб., состоявшаяся до его краха в 2014 г., размещалась по открытой подписке, но была выкуплена одним инвестором – Петром Пьекой. Аудиторы указывали, что пополнение капитала через биржу не требует подтверждения источников средств. Особой популярностью пользовались ИСУ, которые помогали маскировать неликвидные активы на балансах частных пенсионных фондов (их использовали фонды Анатолия Мотылева), банков и страховщиков.

«В случае если будет конфликт интересов (например, в группу попадет аудитор, который аудировал отчетность эмитента), то он сможет взять самоотвод», – говорит Кузнецова.

«Зачастую нужно экспертное мнение юристов, аудиторов, инвестбанкиров, особенно если возникают сомнительные случаи. Например, если на биржу приходят эмитенты, пытающиеся через листинг отработать разные недобросовестные схемы», – указывает управляющий директор УК «Финам менеджмент» Владимир Твардовский (см. врез). Успех будет зависеть от состава комитета, считает гендиректор «Атона» Андрей Звездочкин.

«Решение по листингу должна принимать биржа, а на экспертный совет по листингу должны выноситься сложные или проблемные кейсы, а также вопросы, касающиеся небольших компаний», – уверен управляющий партнер Da Vinci Олег Железко. Биржа преодолела недобросовестную практику, когда компании сомнительного качества пытались получить листинг, считает Кузнецова: «Например, в 2011–2012 гг. таких случаев было 20–30 в год, сейчас это редкость. Но некоторые случаи требуют детальной проработки». Какие именно, она не раскрывает.

Из последних сложных кейсов – дефолт по облигациям Дальневосточного морского пароходства, вспоминает человек, близкий к бирже: по таким бумагам нужно вводить режим торгов Д (рискованные бумаги, которые невозможно заложить в репо), но инвесторы писали много обращений на биржу с просьбой это решение отсрочить до следующего собрания владельцев облигаций, что и было сделано.