Euroclear начал расчеты по последнему выпуску российских евробондов

После этой новости бумаги резко подорожали, их доходность упала почти до 4%
Министр финансов Антон Силуанов умеет уговаривать и убеждать/ Е. Разумный/ Ведомости

Euroclear вчера начал обслуживать последний выпуск евробондов Минфина, сообщил ТАСС со ссылкой на директора департамента государственного долга и финансовых активов Минфина Константина Вышковского. Эту информацию «Ведомостям» подтвердил человек, близкий к Euroclear, и представитель Национального расчетного депозитария (НРД), который изначально обслуживал этот выпуск бумаг. «Первичное размещение прошло успешно, и с принятием бумаг на обслуживание Euroclear можно ожидать повышения ликвидности евробондов на вторичном рынке», – заявил предправления НРД Эдди Астанин.

В прошедшем мае Минфин впервые с 2013 г. разместил евробонды с погашением в 2026 г. Из запланированного на этот год выпуска $3 млрд ведомство заняло $1,75 млрд при спросе в $7 млрд. Размещены бумаги были с премией к рынку – доходность составила 4,75%. Впервые обслуживать евробонды поручили российской организации – НРД. Если бы Euroclear и Clearstream согласились участвовать, то спрос был бы выше, а доходность ниже, говорил тогда замминистра финансов Максим Орешкин: фонды попросили дополнительную премию из-за НРД – для них это нестандартная операция.

Отсутствие европейского клиринга отсекло многих иностранных инвесторов, рассказывали «Ведомостям» инвестбанкиры. Но Минфин и единственный организатор размещения бумаг «ВТБ капитал» уверяли, что большую часть выпуска купили именно иностранцы. Формально западные санкции не распространяются на суверенные выпуски бумаг, но власти США и Европы предостерегали инвестбанки от покупки этих бумаг. Задержка с Euroclear рассматривалась именно в этом ключе, хотя никаких формальных ограничений для проведения расчетов в Euroclear не было, напоминает Дмитрий Полевой из ING. Решение Euroclear начать расчеты сразу отразилось на цене бумаг, продолжает он, – она подскочила до 105%, а доходность упала до 4,07–4,12% (см. график).

«На Euroclear было оказано беспрецедентное давление, – возмущался в мае министр финансов Антон Силуанов. – По сути дела, мы столкнулись с таким телефонным правом, когда из государственного департамента, администрации США по звонку определяется для инвесторов и организаций, которые осуществляют расчеты, участвовать в размещении или нет». Целью этого выпуска было желание убедиться, что российская инфраструктура готова к таким сделкам, добавлял Орешкин.

«Все ищут подвох, а его нет. Любая крупная иностранная организация окутана бюрократическими процедурами. Именно столько времени потребовалось на то, чтобы убедиться в том, что это не нарушит режим санкций, и согласовать с руководством», – указывает один из инвестбанкиров. Кроме того, в проспекте евробондов было указано, что вырученные от продажи средства не пойдут на цели, противоречащие санкциям, напоминает он. «Минфин долго над этим бился и проделал огромную работу. Это результат уговоров и убеждений», – говорил человек, знающий это от сотрудника Минфина. «Думаю, что Euroclear поставил во главу угла интересы бизнеса. А для инвесторов это решение очень позитивно: российские бумаги более привлекательны в условиях отрицательных процентных ставок в Европе», – говорит Александр Лосев из УК «Спутник. Управление активами».

Представители Euroclear, Clearstream и «ВТБ капитала» от комментариев отказались.