Прибалтика думает о создании альтернативы доминирующим скандинавским банкам
Чтобы не пострадать от вывода капитала, если в Скандинавии будет новый кризисВ Литве доля банков-нерезидентов превышает 90% активов банковской системы страны, пишет FT, в Латвии и Эстонии ситуация отличается не сильно. Работают в Прибалтике в основном скандинавские банки: шведские SEB и Swedbank и норвежский DNB. Это результат политики прибалтийских стран, которые поощряли появление иностранных банков, чтобы увеличить прозрачность рынка и искоренить коррупцию. «Тесные связи между местными банками и бизнесом слишком часто основаны на коррупции, что вредит экономике», – цитирует FT литовского экс-министра.
На днях Deutsche Bank закрыл корсчета нескольким латвийским банкам, которые вызывали у него подозрения, сообщает Bloomberg. Их названия не раскрываются, но известно, что «дочек» иностранных банков эта мера не коснулась. В январе был отправлен в отставку председатель Комиссии по финансовым рынкам и рынкам капитала Латвии Кристапс Закулис: парламентарии сочли, что он плохо боролся с коррупцией и отмыванием денег.
Латвийские банки не раз оказывались фигурантами скандалов. В 2008 г. правительству пришлось спасать Parex Banka, пострадавший из-за глобального финансового кризиса: его банкротство представляло бы угрозу для всей финансовой системы страны. В 2011 г. после краха принадлежавших россиянину Владимиру Антонову Latvijas Krajbankа и литовского Snoras вкладчики бросились забирать деньги из всех банков: тогда за три дня жители Латвии сняли в банкоматах Swedbank Latvia $54 млн. В 2014 г. стало известно, что Trasta Komercbanka причастен к выводу денег из России; в январе 2016 г. он лишился лицензии.
Скандинавские банки понесли в Прибалтике большие убытки в кризис 2008 г. Swedbank, у которого самая большая доля на рынке Эстонии, Латвии и Литвы, в 2009 г. потерял 1,8 млрд шведских крон ($243 млн). В Швеции банк заработал прибыль, но от операций в странах Балтии, на Украине и в России он получил 10,5 млрд крон ($1,46 млрд) убытка.
Сейчас же прибалтийские страны нервничают, как экономическая ситуация в Швеции и Норвегии может сказаться на работе местных банков. «Теперь вектор направлен в другую сторону: Прибалтика обеспокоена ценами на недвижимость в Швеции», – сказал недавно управляющий Центробанка Швеции Стефан Ингвес.
Из-за отрицательных ставок в Швеции и рекордно низких ставок в Норвегии спрос на недвижимость в них вырос настолько, что на рынке заговорили о пузыре. «Мы следим за происходящим в Стокгольме и Осло очень внимательно, – заявил FT высокопоставленный литовский чиновник. – Мы не забыли, как в 2008–2009 гг. банки практически остановили кредитование».
Хотя в прибалтийских странах работают «дочки» скандинавских банков, надзор за которыми осуществляет ЕЦБ, а не центробанки стран, материнские компании могут вывести из них капитал. Swedbank в этом году получил дополнительные дивиденды в 491 млн евро от литовской «дочки».
Чтобы меньше зависеть от иностранных банков, Литва реформирует кредитные союзы, развивает финансово-технологические стартапы и просит пенсионные фонды больше инвестировать на домашнем рынке. «Мы не хотим конфронтации с банками, но нам нужна альтернатива», – сказал FT высокопоставленный литовский чиновник.