«Росгосстрах» резко снизил долю на рынке ОСАГО

За год она упала на 17 п. п., что привело к появлению очередей за полисами обязательного автострахования
«Росгосстрах» уверенно теряет долю/ А. Гордеев/ Ведомости

Лидер рынка ОСАГО «Росгосстрах» резко снизил долю на рынке ОСАГО по количеству проданных полисов. За год с августа 2015 г. по нынешний момент она упала на целых 17 п. п. – до 21,7%, следует из статистики Российского союза автостраховщиков (РСА), с которой ознакомились «Ведомости».

Представитель самого «Росгосстраха» готов поспорить с корректностью оценки. Союз посчитал долю компании за последний месяц, объясняет он, а текущее положение «Росгосстраха» на рынке определяется долей в полисах, проданных за полгода, – это около 26,4%. Цифра в 21,7% – это так называемая скользящая доля за период, она носит исключительно справочный характер и не отражает реального положения компании на рынке, убежден он.

Впрочем, сам факт снижения рыночной доли «Росгосстрах» не оспаривает. Это снижение прогнозируемое и влияет на него целый комплекс факторов, говорит представитель страховщика. «С 2015 г. с ростом тарифа страховщики возобновили активность по продаже ОСАГО, под давлением ЦБ компании возвращаются в регионы, где до этого работал практически один «Росгосстрах», – напоминает он. Кроме того, на перераспределение долей рынка между страховщиками влияет запуск системы «единый агент», добавляет собеседник «Ведомостей»: эта система распределяет продажи в убыточных регионах между всеми страховщиками так, чтобы доля каждого из них в этих регионах не превышала 20%, но была не менее общефедеральной.

Пик продаж полисов ОСАГО для «Росгосстраха» пришелся на время, последовавшее за повышением тарифов (они были повышены в два приема – в октябре 2014 г. и в апреле 2015 г.). Тогда доля компании на рынке перевалила за треть, а в начале 2015 г. и вовсе достигала 41%. Гендиректор «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров утверждал, что компания не предпринимала для этого никаких специальных усилий, а полученный результат называл следствием ухода компаний из убыточных регионов. «Росгосстрах» же сохранял присутствие по всей России и не сокращал количество офисов продаж.

В 2015 г. ОСАГО приносило прибыль большинству страховщиков, говорили аналитики. Но после активизации автоюристов, которые выкупают у клиентов полисы с дисконтом, а потом идут в суд и истребуют со страховщиков выплаты полностью, бизнес ОСАГО стал менее ликвидным, а нового повышения тарифов на ОСАГО ждать не стоит, указывали они.

О том, что ОСАГО стало неинтересным для «Росгосстраха», сам страховщик объявлял еще зимой этого года, пообещав оптимизировать количество сотрудников, занимающихся этим видом страхования, и сократить присутствие в ряде регионов. Позже стали понятны и причины таких заявлений: по итогам 2015 г. ОСАГО впервые ввело «Росгосстрах» в убыток – 5 млрд руб. по МСФО.

Основной причиной убытка стали именно потери по ОСАГО, указывала компания: автострахование принесло ей потери в 10,2 млрд руб. против 7,7 млрд руб. дохода годом ранее. А с начала 2016 г., по данным РСА, выплаты по ОСАГО стали превышать сборы. Сокращение доли «Росгосстраха» в ОСАГО стало заметно уже в I квартале текущего года (см. график на стр. 11).

Из-за того что «Росгосстрах» снизил продажи полисов в регионах, вновь возникли проблемы с доступностью ОСАГО в небольших городах: кое-где стало невозможно купить ОСАГО без записи в очередь, говорят два члена президиума РСА. В отдельных регионах «Росгосстрах» держал 60% рынка – и вдруг резко снизил долю до 20%, сразу восполнить его уход за счет других компаний стало проблемой, объясняют они.

«Росгосстрах» позже других компаний стал заниматься сегментацией регионов (отделять лучшие от худших), хотя самые удаленные из них всегда считались проблемными, продолжают собеседники «Ведомостей». Но если раньше лидер рынка мог компенсировать убытки от ряда регионов за счет эффекта масштаба бизнеса и активных кросс-продаж дополнительных полисов, то сейчас введен «период охлаждения» (в течение пяти дней после покупки полиса покупатель вправе отказаться от него, если считает, что услуга была ему навязана), а убыточность в отдельных регионах настолько возросла, что единственный выход – сокращать там продажи, заключают они.

По мере роста убыточности становилось ясно, что от «Росгосстраха» требуются какие-то действия, рассуждает аналитик S&P Виктор Никольский. В этом году определяющим для финансового результата компании будет инвестиционный доход, но получить его на уровне, сопоставимом с 2015 г. (18 млрд руб.), очень сложно, так как ставки падают практически по всем инструментам, считает он. Компания стремится быть универсальной и сознательно идет к тому, чтобы ее портфель был более сбалансированным, констатирует аналитик «Эксперт РА» Алексей Янин. В среднесрочной перспективе это должно повысить ее финансовую устойчивость, надеется он.