Статья опубликована в № 4167 от 23.09.2016 под заголовком: Одними акциями не прокормишься

Заработки инвестбанков на акциях оказались минимальными за 20 лет

Виноваты центробанки, затопившие рынки дешевым финансированием
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

С начала года инвестбанки заработали $3,7 млрд комиссионных на сделках с акциями компаний, торгующихся в США (это IPO, сделки с конвертируемыми облигациями и крупные внебиржевые сделки). По данным Dealogic, это минимум с 1995 г., когда за тот же период комиссионные составили $2,6 млрд ($4,1 млрд с учетом инфляции), а максимум был в 2000 г. – $9,1 млрд, или $12,7 млрд с учетом инфляции. Основная причина – низкие ставки. У компаний сейчас много возможностей привлечь средства дешевле, чем за счет продажи акций.

С начала года до середины сентября в США прошло 68 IPO на $13,7 млрд (данные Dealogic). Год назад к этому времени было 138 размещений на $27,3 млрд, это на 62% меньше, чем в 2014 г. Не хотят проводить листинг такие компании, как, например, сервис по вызову такси Uber Technologies и сервис по сдаче жилья в аренду Airbnb: частные размещения им выгоднее.

Для банков это чувствительная потеря, поскольку организация IPO – весьма прибыльный бизнес. По данным Dealogic, комиссия за размещения менее чем на $1 млрд составляет 7% от суммы сделки. Не менее важны и доразмещения – как традиционные, с привлечением сторонних инвесторов, так и покупка крупных пакетов акций разместившейся компании у компании или ее инвесторов с последующей продажей их на рынке. Разница между ценой покупки и продажи составляет комиссию банка, при размещениях от $1 млрд она, по данным Dealogic, в среднем 2%. При традиционном доразмещении комиссионные – 4,9%.

Корпоративные клиенты инвестбанков охотно продают им акции в ходе IPO – это экономит им время и деньги и не несет больших рисков. При традиционном доразмещении компаниям приходится проводить мини-версию роуд-шоу, чтобы уговорить инвесторов купить акции. Если им не удается вызвать интерес, то приходится либо продавать акции дешевле, либо отказываться от доразмещения.

Низкая активность на рынке IPO – тревожный знак, поскольку сейчас конъюнктура способствует размещениям: акции торгуются с высокими мультипликаторами, а волатильность низкая. Поэтому на рынке есть опасения, что низкий уровень IPO и высокий интерес к продаже акций инвестбанкам будут сохраняться еще долго. Но бизнес Уолл-стрит славится цикличностью, и, например, повышение ставок может оживить и рынок IPO. Недавно Саудовская Аравия сообщила, что в ближайшие два года проведет IPO нефтяной компании Aramco, на котором организаторы могут заработать более $1 млрд комиссионных.

Когда в начале 2016 г. из-за общей волатильности активность на рынке IPO практически замерла, гендиректор фонда Store Capital Кристофер Волк стал получать звонки от банков, желающих купить крупные пакеты акций. Владелец Store Capital – фонд прямых инвестиций Oaktree Capital – за I квартал продал примерно $1,7 млрд акций. Крупнейшая сделка была с Goldman Sachs, который купил $842 млн акций и согласился на 0,71% дисконта. «Конкуренция была очень высокая, что пошло на пользу и Oaktree, и нашим владельцам», – отмечает Волк.

«Да, есть тренд, поскольку продавцам нравится определенность и эффективность сделок с крупными пакетами акций», – говорит старший управляющий директор Blackstone Томас Моррисон. Из 29 сделок по продаже акций, в которых участвовала Blackstone в этом году, 25 были внебиржевой продажей крупных пакетов и ни одна – IPO.

Несмотря на падение комиссионных, банки не торопятся сокращать персонал, опасаясь, что это повредит отношениям с клиентами. Но сокращения необходимы, говорит профессор финансов Stern School of Business при Университете Нью-Йорка Брэд Хинц: «В этом бизнесе сейчас слишком много игроков, а цены сильно снизились».

Перевела Татьяна Бочкарева

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more