У пенсионных фондов возникли вопросы к антиотмывочному законодательству

Разработанное для банков, оно усложняет деятельность НПФ
Пенсионные фонды получают немало нареканий от ЦБ из-за того, что антиотмывочный закон, который им нужно соблюдать, разрабатывался для банков/ А. Гордеев / Ведомости

Пенсионные фонды (НПФ) просят ЦБ разъяснить применение антиотмывочных законов в части идентификации клиентов, следует из письма (с ним ознакомились «Ведомости»), направленного Национальной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) регулятору.

«Применение антиотмывочного законодательства было проблемой еще при вступлении фондов в систему прав застрахованных лиц», – вспоминает гендиректор компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. «Тема и сейчас актуальна для НПФ, связано это с проблемой получения от клиентов обновленных сведений, а также с подтверждением этих сведений», – сообщают в пресс-службе НПФ «Будущее», входящего в другую СРО – Ассоциацию негосударственных пенсионных фондов (АНПФ).

По словам президента НАПФ Константина Угрюмова, одной из главных проблем, с которыми сталкиваются фонды при применении антиотмывочного законодательства, являются сроки идентификации: «Обновление информации о клиентах фонд проводит не реже чем раз в три года, а при возникновении сомнений в достоверности данных НПФ проверяет и обновляет их в течение семи рабочих дней. Вместе с тем в случае частичного обновления данных клиента – смена паспорта или адреса места жительства – сроки обновления данных непонятны».

Другая проблема с идентификацией клиентов, следует из письма, – пробелы в описании требований для идентификации клиентов: по списку документов, формату и способам их заверения.

Экстремист на пенсии

В письме НАПФ, направленном ЦБ, СРО задает вопрос регулятору: «Рассматриваются ли в целях обязательного контроля операции по начислению инвестиционного дохода клиентам фонда (по договорам об ОПС и по договорам НПО), причастным к экстремистской деятельности или терроризму по сведениям, полученным фондом в соответствии со 115-ФЗ [«О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»]?»

«Мы запрашиваем актуальные персональные данные клиентов, но у фондов в отличие от банков на данный момент немного механизмов воздействия на них, поэтому зачастую они относятся к подобным процедурам недисциплинированно», – утверждает гендиректор фонда Николай Сидоров.

Де-юре применение антиотмывочного законодательства может обернуться отзывом лицензии для фонда. Но пока регулятор максимум ограничивался штрафами, отмечает Околеснов.

Также в письме НАПФ жалуется, что размещенная на сайте Главного управления по вопросам миграции МВД информация, по которой фонды должны сверять данные клиентов, содержит недостоверные сведения, а сервис работает со сбоями. «Действительными значатся паспорта граждан, факт государственной регистрации смерти которых стал известен несколько лет назад», и наоборот, приводят авторы документа один из примеров.

Проблемы подтверждают и в НПФ «Будущее». Одна из проблем – ошибки в списке недействительных паспортов; другая – недостаточно эффективная и быстрая работа сервиса в системе межведомственного электронного взаимодействия, подчеркивают в фонде.

«Необходимы уточнения, возникающие в результате технических проблем НПФ с появлением неактуальных данных или их утери из-за сбоев в работе сервисов. Пока нет единого понимания, как действовать до момента актуализации или корректировки неверных данных», – указывает Угрюмов.

По мнению Сидорова, применение законодательства, направленного против финансирования терроризма, к НПФ «несколько излишне». Природа деятельности НПФ такова, что заниматься отмыванием денег через систему практически невозможно. Во-первых, сумма среднего счета по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) на конец сентября 2016 г. составляла небольшую величину – 70 300 руб., во-вторых, отчисления по ОПС – это отчисления от официальной заработной платы.

«Изначально антиотмывочный закон разрабатывался под банки. Несмотря на некоторые послабления в отношении НПФ, остается ряд норм, которые требуют разъяснений. Львиная доля предписаний и замечаний регулятора по итогам проверок связана именно с нарушением данного закона. Однако причина нарушений – некорректная трактовка норм закона как со стороны исполнителей, так и со стороны проверяющих», – говорит человек, близкий к одной из лоббистских пенсионных организаций.

Для исполнения антиотмывочного законодательства фондам приходится тратиться на рассылки, чтобы обновить персональные данные клиентов. Как правило, в отношении одного клиента такие меры принимаются несколько раз, рассказывают в НПФ «Будущее».

И регулятор, и участники рынка воспринимают это законодательство как формальность, поскольку в целом в текущем виде оно плохо применимо к пенсионным фондам, считает Околеснов. «Это не совсем применимый к нам механизм контроля, тем не менее мы обязаны ему следовать: наша задача с регулятором сделать так, чтобы издержки по выполнению данного законодательства были минимальными», – подчеркивает Сидоров.

«Фонды – члены ассоциации по этому поводу в АНПФ не обращались. О каких-то конкретных лицензионных рисках в деятельности НПФ в связи с применением антиотмывочного законодательства нам неизвестно», – заявил президент АНПФ Сергей Беляков.

В ЦБ обещали ответить авторам письма после его рассмотрения.