Петербургский метрополитен займет 10 млрд рублей на пять лет

Деньги нужны на новые составы, которые строит структура «Трансмашхолдинга»
Петербургский метрополитен займет 10,4 млрд руб., чтобы заплатить за 27 новых составов /Сергей Петров для Ведомостей

ГУП «Петербургский метрополитен» объявило открытый аукцион на предоставление кредитной линии в размере 10,4 млрд руб., следует из материалов на его сайте. Заявки принимаются до 2 февраля, аукцион назначен на 14 февраля, его шаг – 0,5–5% от максимальной цены. Деньги нужны метрополитену, чтобы финансировать покупку 27 шестивагонных составов метро с асинхронным тяговым приводом для третьей (Невско-Василеостровской) линии. Конкурс на поставку вагонов в сентябре выиграл Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ, входит в ЗАО «Трансмашхолдинг») за 13,4 млрд руб. Согласно контракту, первый состав должен поступить в депо до 30 июня 2017 г. В этом году ОЭВРЗ поставит 15 составов, в 2018 г. – 12.

По условиям аукциона кредитная линия будет разбита на несколько траншей (их количество определит заказчик), для каждого из них будет определена своя ставка, минимальный размер транша – 496 млн руб. Лимит задолженности по кредитной линии – 8,3 млрд руб., транши должны быть предоставлены не ранее 1 ноября 2017 г. и не позднее 31 декабря 2018 г. Согласно прогнозному графику предприятие погасит основной долг до апреля 2021 г. Большая часть долга (не менее 4,7 млрд руб.) будет погашена с апреля 2019 г. по апрель 2020 г. Предполагается, что кредит будет обеспечен залогом – произведенными вагонами, дисконт по стоимости которых не будет превышать 20% их первоначальной стоимости.

800 млн руб. гарантии

Банк «Санкт-Петербург» предоставил ОЭВРЗ банковскую гарантию в размере 799 млн руб. до сентября 2018 г. по контракту на поставку 40 вагонов с асинхронным тяговым приводом для Петербургского метрополитена, сообщил банк. ОЭВРЗ выиграл конкурс на поставку вагонов на аукционе в декабре, снизив максимальную цену на 200 млн руб. – до 3,79 млрд руб.

Еще 3 млрд руб. на вагоны направит городская администрация, ассигнования предусмотрены бюджетом Петербурга на 2017 г. Выручка Петербургского метрополитена за девять месяцев 2016 г. – 23,5 млрд руб., чистая прибыль – 1 млрд руб., следует из его отчетности. Кредиторская задолженность метрополитена на 30 сентября 2016 г. – 2,8 млрд руб. Уровень покрытия расходов собственными доходами за первое полугодие 2016 г. составил 67%. Расходы ГУПа за первые шесть месяцев 2016 г. составили 14,7 млрд руб., в том числе 3,1 млн руб. – на обслуживание кредитов.

ПАО «Банк «Санкт-Петербург» рассматривает возможность участия в аукционе, заявил заместитель председателя правления банка Александр Конышков. По его оценке, для петербургского рынка сделку можно считать крупной. Такую кредитную линию способен обеспечить любой банк из топ-20, добавил он. ВТБ не принимал решения об участии в данном аукционе, сообщили в пресс-службе банка. В Северо-Западном Сбербанке отказались от комментариев.

Проблем с поиском кредитных средств у метрополитена не будет, считает аналитик ГК «Финам» Богдан Зварич: «Сейчас не так много проектов и компаний, заинтересованных в кредитах, плюс к этому в банковском секторе наблюдается достаточность ликвидности, а также спрос на российские долговые активы». Величина долга компании не так велика, отмечает Зварич.

Ставки для качественных заемщиков существенно упали из-за возросшей конкуренции между банками, для метрополитена ставка может быть 9–10% годовых, говорит начальник аналитического отдела ИК ЛМС Дмитрий Кумановский. Для кредиторов риски сопоставимы с работой с городским бюджетом, замечает он: «Метрополитен работает с живыми деньгами граждан, у него большой объем наличности на балансе, он полностью контролируется городом».