Петербургский метрополитен займет 10 млрд рублей на пять лет

Деньги нужны на новые составы, которые строит структура «Трансмашхолдинга»
Петербургский метрополитен займет 10,4 млрд руб., чтобы заплатить за 27 новых составов
Петербургский метрополитен займет 10,4 млрд руб., чтобы заплатить за 27 новых составов / Сергей Петров для Ведомостей

ГУП «Петербургский метрополитен» объявило открытый аукцион на предоставление кредитной линии в размере 10,4 млрд руб., следует из материалов на его сайте. Заявки принимаются до 2 февраля, аукцион назначен на 14 февраля, его шаг – 0,5–5% от максимальной цены. Деньги нужны метрополитену, чтобы финансировать покупку 27 шестивагонных составов метро с асинхронным тяговым приводом для третьей (Невско-Василеостровской) линии. Конкурс на поставку вагонов в сентябре выиграл Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ, входит в ЗАО «Трансмашхолдинг») за 13,4 млрд руб. Согласно контракту, первый состав должен поступить в депо до 30 июня 2017 г. В этом году ОЭВРЗ поставит 15 составов, в 2018 г. – 12.

По условиям аукциона кредитная линия будет разбита на несколько траншей (их количество определит заказчик), для каждого из них будет определена своя ставка, минимальный размер транша – 496 млн руб. Лимит задолженности по кредитной линии – 8,3 млрд руб., транши должны быть предоставлены не ранее 1 ноября 2017 г. и не позднее 31 декабря 2018 г. Согласно прогнозному графику предприятие погасит основной долг до апреля 2021 г. Большая часть долга (не менее 4,7 млрд руб.) будет погашена с апреля 2019 г. по апрель 2020 г. Предполагается, что кредит будет обеспечен залогом – произведенными вагонами, дисконт по стоимости которых не будет превышать 20% их первоначальной стоимости.

800 млн руб. гарантии

Банк «Санкт-Петербург» предоставил ОЭВРЗ банковскую гарантию в размере 799 млн руб. до сентября 2018 г. по контракту на поставку 40 вагонов с асинхронным тяговым приводом для Петербургского метрополитена, сообщил банк. ОЭВРЗ выиграл конкурс на поставку вагонов на аукционе в декабре, снизив максимальную цену на 200 млн руб. – до 3,79 млрд руб.

Еще 3 млрд руб. на вагоны направит городская администрация, ассигнования предусмотрены бюджетом Петербурга на 2017 г. Выручка Петербургского метрополитена за девять месяцев 2016 г. – 23,5 млрд руб., чистая прибыль – 1 млрд руб., следует из его отчетности. Кредиторская задолженность метрополитена на 30 сентября 2016 г. – 2,8 млрд руб. Уровень покрытия расходов собственными доходами за первое полугодие 2016 г. составил 67%. Расходы ГУПа за первые шесть месяцев 2016 г. составили 14,7 млрд руб., в том числе 3,1 млн руб. – на обслуживание кредитов.

ПАО «Банк «Санкт-Петербург» рассматривает возможность участия в аукционе, заявил заместитель председателя правления банка Александр Конышков. По его оценке, для петербургского рынка сделку можно считать крупной. Такую кредитную линию способен обеспечить любой банк из топ-20, добавил он. ВТБ не принимал решения об участии в данном аукционе, сообщили в пресс-службе банка. В Северо-Западном Сбербанке отказались от комментариев.

Проблем с поиском кредитных средств у метрополитена не будет, считает аналитик ГК «Финам» Богдан Зварич: «Сейчас не так много проектов и компаний, заинтересованных в кредитах, плюс к этому в банковском секторе наблюдается достаточность ликвидности, а также спрос на российские долговые активы». Величина долга компании не так велика, отмечает Зварич.

Ставки для качественных заемщиков существенно упали из-за возросшей конкуренции между банками, для метрополитена ставка может быть 9–10% годовых, говорит начальник аналитического отдела ИК ЛМС Дмитрий Кумановский. Для кредиторов риски сопоставимы с работой с городским бюджетом, замечает он: «Метрополитен работает с живыми деньгами граждан, у него большой объем наличности на балансе, он полностью контролируется городом».