Народный банк Китая залил финансовую систему страны деньгами

Но после праздников он может вернуть ограничения – нужно бороться с оттоком капитала
Предыдущий рекорд был в сентябре 2016 г., когда НБК выделил банкам 940 млрд юаней ($137 млрд)/ Mark Schiefelbein/ AP

НБК на прошлой неделе выделил финансовой системе рекордные 1,13 трлн юаней ($164 млрд) ликвидности. С 27 января по 2 февраля Китай будет отмечать Новый год по лунному календарю. В это время спрос на наличные в стране резко возрастает. Сотни миллионов людей дарят родственникам и друзьям юани в традиционных красных конвертах. В этом году праздники совпали с концом месяца – периодом налоговых платежей, что еще сильнее увеличивает спрос на ликвидность.

Банки получают ликвидность от НБК в виде кратко- и среднесрочных кредитов. Предыдущий рекорд был в сентябре 2016 г., когда НБК выделил банкам 940 млрд юаней ($137 млрд). Кроме того, НБК на 28 дней понизил норму резервирования для нескольких крупных банков на 1 п. п. до 16%. Каких банков коснется эта мера, не раскрывается, но пятерку крупнейших китайских банков образуют государственные Industrial and Commercial Bank of China, China Construction Bank, Bank of China, Bank of Communications и Agricultural Bank of China. По оценке аналитиков, опрошенных Reuters, понижение нормы резервирования на 50 б. п. высвобождает у банков $100 млрд, которые они могут выдать в виде кредитов. В последний раз НБК понижал норму резервирования в феврале 2016 г.

В ситуации, когда нужно больше ликвидности, Китай выбирает временные меры, а не более радикальные шаги, как, например, снижение ставок, чтобы не вызвать паники на рынке по поводу состояния экономики страны, что может привести к усилению оттока капитала, говорят аналитики. «Все недавние меры по вливанию ликвидности временные, что означает, что Пекин не хочет негативных последствий, к которым бы привела политика монетарного стимулирования», – цитирует WSJ экономиста UOB Kay Hian Holdings Чжу Чаопина. «Это временная мера, вызванная повышенным спросом на наличные и налоговыми платежами, после праздников норма резервирования вернется на прежний уровень», – говорит один из источников Reuters.

Остановить отток

Что еще может сделать Китай, чтобы остановить отток капитала? Например, ограничить расходы граждан за границей, заставить экспортеров продавать валютную выручку, ввести налог на валютные сделки, ограничить операции с биткоином, заставить банки продавать зарубежные активы, привлечь зарубежные инвестфонды, пишет Bloomberg.

С августа 2015 г., когда Китай девальвировал юань, по ноябрь 2016 г. отток капитала из страны достиг $1,1 трлн (оценка Goldman Sachs). Валютные резервы страны к концу декабря сократились до $3 трлн. Чтобы уменьшить отток, Китай стал требовать от граждан больше информации, когда они покупают разрешенную годовую долларовую квоту, ограничил для местных компаний зарубежные поглощения и инвестиции, а также ввел ограничения для граждан на покупку страховых полисов в Гонконге.

Далеко не обо всех ограничениях Китай объявляет публично. Например, не так давно он заставил местные банки на каждые 100 юаней, которые их клиенты тратят за пределами страны, возвращать в страну столько же, сообщила FT. Для пекинских банков ограничение еще строже: на каждые 80 юаней, выведенных клиентами, они должны вернуть 100 юаней.

Это была одна из последних лазеек для вывода денег, которой охотно пользовались банковские клиенты. В сентябре 2016 г. чистый отток капитала из Китая в юанях составил 265 млрд юаней ($38,5 млрд), но к декабрю ситуация изменилась. «Использование юаней для иностранных сделок, бывшее весьма популярным, чтобы обойти ограничения на вывод капитала, в декабре резко снизилось – до минимума с сентября 2015 г.», – цитирует FT отчет исследовательской фирмы NSBO.

В декабре Китай получил чистый приток капитала в $13,5 млрд, сообщает Bloomberg. «Это может стать поворотным пунктом, – говорит экономист OCBC Томми Си, – в 2017 г. Китай сохранит жесткий контроль над движением капитала, и долгосрочные инвесторы будут покупать больше активов в стране, поскольку доходность у них высокая».