Китай борется с теневым банковским сектором

Банки из-за этого сокращают кредитование, начались первые дефолты
Самые рисковые китайские корпоративные заемщики, которым сейчас трудно взять кредит у местных банков, стали размещать облигации за рубежом/ Mark Schiefelbein/ AP

С начала года в Китае растет стоимость кредитов на межбанковском рынке, сообщают WSJ и FT. На прошлой неделе несколько сельских банков допустили дефолты по краткосрочным обязательствам. Банки, кредитующие небанковские финансовые организации, испытывают трудности с ликвидностью, и ставки по межбанковским кредитам овернайт выросли до 5% годовых.

Подобное уже было летом 2013 г. Тогда ставки по кредитам овернайт поднимались до 20%, поскольку Народный банк Китая (НБК) не стал помогать банкам. Но сейчас проблема острее: китайские банки наращивают кредитование не за счет вкладов, а за счет привлечения краткосрочных долгов. При этом с 2013 г. совокупный портфель кредитов, выданных ими небанковским финансовым организациям, вырос втрое до 27 трлн юаней ($4 трлн).

Поэтому НБК не стал ждать, пока ставки на межбанковском рынке вырастут еще сильнее, и выдал банкам 300 млрд юаней ($43,6 млрд). Если высокие ставки на рынке межбанковского кредитования сохранятся какое-то время, это приведет к волатильности всего финансового рынка и вызовет цепную реакцию, отмечает экономист Goldman Sachs Мак Тэнг.

Рынок межбанковского кредитования – не единственный уязвимый сегмент китайского банковского сектора. На балансах банков $3,78 трлн продуктов, которые банки продают розничным клиентам как более доходную альтернативу вкладам. Часто эти продукты – упакованные кредиты, выданные строительным компаниям. Банки отражают их на балансах собственных теневых структур и называют инвестиционными инструментами, поскольку по ним нужно мало резервов. Такая схема порождает дополнительные риски. По оценке UBS, в 2015 г. у китайских банков было $2,4 трлн замаскированных кредитов.

В 2016 г. НБК начал тестировать новую систему оценки банковских рисков, которая должна в полном виде заработать в этом году, пишет FT. Она даст возможность НБК наказывать банки за чрезмерную теневую активность. Участники рынка опасаются, что может начаться распродажа облигаций и кредитов, если НБК будет применять новые правила слишком строго. «Все нервничают в ожидании, – говорит аналитик Citic Securities Мин Мин, – все боятся непредвиденных проблем, а также наказания, из-за которого придется продавать активы». По его словам, банки выжидают и кредиты дают неохотно.

Самые рисковые китайские корпоративные заемщики, которым сейчас трудно взять кредит у местных банков, стали размещать облигации за рубежом, сообщает Bloomberg. С января такие эмитенты, среди которых много строительных компаний, разместили $6,1 млрд бондов, номинированных в долларах, тогда как в Китае размещение мусорных облигаций снизилось до минимума с 2011 г. Goldman Sachs в феврале предупредил, что стоимость таких бондов близка к нулю, а гонконгский хедж-фонд Double Haven Capital играет против китайских мусорных бондов. «Инвесторы смотрят на доходность, но не думают о кредитном риске», – говорит аналитик PIMCO Раджа Мукхерджи, хотя, по его словам, риски по этим инструментам высоки.