Пенсионные фонды тратят миллиарды на привлечение клиентов

НПФ госбанков догоняют частные пенсионные группы по этому показателю
Частные пенсионные фонды активно наращивают затраты на привлечение новых клиентов/ Евгений Разумный/ Ведомости

Единственные крупные фонды, которые серьезно нарастили трату средств на привлечение новых клиентов, входят в группу «Алор» Анатолия Гавриленко (объединяются на основе НПФ «Газфонд ПН», данные РСБУ). Расходы НПФ «Газфонд ПН» составили в 2016 г. 1,1 млрд руб. против 487 млн годом ранее. «Промагрофонд» в 2016 г. потратил на вознаграждения агентам и штатным работникам 542 млн руб., а в 2015 г. – 375 млн. НПФ «КИТ финанс» и «Наследие» не предоставили данных. «Оплата за привлечение клиентов производится после получения фондом пенсионных накоплений по итогам переходной кампании», – рассказал представитель НПФ «Газфонд ПН». По его словам, в отчетность за 2016 г. попала значительная часть расходов по привлечению в 2015 г. «За 2016 г. включена только небольшая часть расходов по агентским договорам с ежемесячными вознаграждениями», – подчеркнул он. Фонд «Лукойл-гарант» и НПФ электроэнергетики, контролируемые группой «Открытие», не опубликовали отчетность и данных не предоставили.

Частные пенсионные фонды (НПФ), принадлежащие госбанкам – Сбербанку и ВТБ, активно наращивают затраты на привлечение новых клиентов, несмотря на то что количество денег после заморозки пенсионных накоплений (ОПС) серьезно не меняется. В 2015 г. накопления составляли 3,8 трлн руб., свидетельствуют данные расчетов компании «Пенсионные и актуарные консультации». В 2016 г. они находились на уровне чуть выше 4 трлн руб., рассчитал аналитик RAEX Павел Митрофанов.

«Ведомости» изучили доступную российскую и международную отчетность фондов (по мнению аналитиков, данные по привлечению клиентов в отчетности РСБУ и МСФО сопоставимы) за 2016 г., чтобы оценить затраты.

Согласно отчетности НПФ «ВТБ пенсионный фонд» (МСФО, входит в группу ВТБ) за 2016 г. расходы фонда на привлечение клиентов составили 806 млн руб., из которых сумма агентского вознаграждения партнерам – 695 млн (в том числе 56 млн структурам самой группы). По итогам 2015 г. траты были почти в 4 раза ниже и равнялись всего 208 млн руб., а в 2014 г. и вовсе 39 млн руб.

Комиссии за заключение договоров по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО) и ОПС у НПФ Сбербанка (РСБУ, пенсионные накопления занимают 95% всех аккумулированных фондом средств) в прошлом году составили 1,3 млрд руб., годом ранее – 751 млн, а в 2014 г. – 223 млн.

Госбанки действительно активизировали розничные продажи ОПС в прошлом году, говорит гендиректор компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов: «Этому, в частности, способствовало внедрение электронно-цифровой подписи при подаче заявлений, которую ввели в 2015 г. оба фонда».

Расходы на привлечение у крупных пенсионных групп за последний год не меняются. В финансовой группе (ФГ) «Сафмар» активно привлекал только фонд «Доверие», рассказал ее представитель: «В фонде «Сафмар» был задействован только банковский канал». В прошлом году расходы по привлечению клиентов составили 2 млрд руб., в 2015 г. – 1,9 млрд, свидетельствует отчетность по РСБУ фонда «Доверие» (по МСФО фонд еще не отчитался). НПФ «Сафмар» не раскрыл траты в отчетности.

Расходы ФГ «Будущее» в 2015 г. составили 2,5 млрд руб., свидетельствуют данные МСФО. По итогам 2016 г. расходы будут сопоставимыми, заявил представитель НПФ «Будущее» (крупнейший фонд ФГ «Будущее»).

Фонды, принадлежащие госбанкам, в прошлом году выполняли амбициозные планы, утверждают Митрофанов и аналитик АКРА Юрий Ногин. «Наверное, они выполнили их, вопрос – как у них завершится эпопея со спорными переходами», – говорит Митрофанов. «ФГ «Будущее» и «Сафмар» вышли на проектную мощность, и дополнительного роста расходов им сейчас не требуется», – считает Ногин. По его мнению, в ближайшие пять лет будет рост аквизиционных расходов, связанный с внедрением ИПК. По расчетам Ногина, пенсионные фонды тратят на привлечение по 12–15 млрд руб. в год. С учетом удовлетворенных 6,8 млн заявлений можно утверждать, что на привлечение в 2016 г. могло быть потрачено не менее 12 млрд руб., соглашается Околеснов.