ЦБ готовит частные пенсионные фонды к стресс-тестированию в 2018 году

Владельцам НПФ, которые не пройдут проверку на прочность, придется менять активы или пополнять капитал
Сценарии, по которым будет проводиться стресс-тестирование, ЦБ намерен менять дважды в год/ Е. Разумный/ Ведомости

Пенсионные фонды, прошедшие процедуру акционирования, будут обязаны проходить стресс-тесты раз в квартал с 2018 г. Центробанк готов обсуждать с ними методику, заявил директор департамента коллективных инвестиций и доверительного управления ЦБ Филипп Габуния.

Отрасль ждет методику с 2016 г. По словам Габунии, в банковской и страховой сферах есть международные стандарты оценки устойчивости, основанные на международных стандартах, – для НПФ в иностранной практике нет прямых аналогов, которые могли бы послужить базой для создания методологии по стресс-тестированию.

Сценарии, по которым будет проводиться стресс-тестирование, ЦБ намерен менять дважды в год, говорит Габуния, это «некоторые негативные условия, маловероятные, но возможные», при которых НПФ должен быть устойчив. Среди параметров: цена нефти, инфляция, индекс ММВБ, доходность ОФЗ, разница доходностей корпоративных облигаций с рейтингами B и BBB. Проверяется два основных показателя – финансовая устойчивость (кредитный и рыночный риск) и ликвидность.

У фонда при исполнении стресс-тестов должно быть достаточно активов для выполнения обязательств перед регулятором (минимальный порог по капиталу для НПФ – 150 млн руб. и 200 млн руб. – с 2020 г.) и гражданами (обязательства по переходам, текущим выплатам пенсий гражданам и их правопреемникам, а также остаток на счете гражданина или пятилетний фиксинг).

Исполнение обязательств – ключевой показатель для прохождения теста. ЦБ установит относительное пороговое значение для того, чтобы фонд считался устойчивым. «Мы хотим, чтобы методики были протестированы пенсионными фондами <...> и после этого будем устанавливать данный параметр», – указал Габуния. При этом, по его словам, может быть установлен переходный период, во время которого этот параметр будет ужесточаться. Если в результате стресс-тестирования окажется, что у фонда не хватает активов, чтобы рассчитаться по обязательствам, НПФ должен в течение одного месяца утвердить с ЦБ план по исправлению этой ситуации, говорится в указании регулятора. В таком случае фонд обязан или изменить свой портфель, или же докапитализироваться. По мнению Габунии, первый вариант для НПФ является «менее затратным».

«При использовании предложенных сценариев ряд НПФ не смогут пройти стресс-тесты», – уверен руководитель рабочей группы по риск-менеджменту АНПФ Андрей Константинов.

«В методике четко просматривается стремление ЦБ противодействовать перекрестному инвестированию», – считает советник президента НАПФ Валерий Виноградов. «Фонды, которые создавались, с тем чтобы осуществлять инвестиции в проекты своего бенефициара, встанут перед дилеммой: либо докапитализироваться, либо изменить свой портфель. При этом зачастую таким НПФ проще внести средства от акционера в капитал», – говорит Юрий Ногин из АКРА. Однако, по его словам, этот вопрос остается открытым. «Главный результат стресс-тестирования – это влияние рисков на капитал. Впрочем, это не прямое побуждение к докапитализации. Главное, чтобы против недостаточно надежных, с точки зрения регулятора, активов стояло больше капитала», – утверждает Павел Митрофанов из RAEX. «Это вполне в логике действий регулятора: это ЦБ делал в банковской сфере», – заключает он. «Фонды решат для себя, что им проще, дешевле и правильнее: увеличить капитал или изменить структуру портфеля», – заявил Габуния.