Аудиторов обяжут искать террористов

Им придется проверять не только своих клиентов, но и их контрагентов
Аудиторы к законодательной новелле относятся без энтузиазма/ Сергей Портер/ Ведомости

При Федеральном казначействе создана рабочая группа, в которую вошли представители аудиторского сообщества (саморегулируемые организации (СРО) и аудиторские компании) и Минфина, сообщила «Ведомостям» заместитель гендиректора аудиторской компании «Нексиа пачоли» Анна Кунегина и подтвердили представители СРО. Законопроект, обязывающий аудиторов сообщать об операциях клиента, подозрительных с точки зрения отмывания денег и финансирования терроризма, внесен в Госдуму в марте.

Индивидуальных аудиторов и аудиторские компании обяжут заявлять на клиентов в госслужбу, ответственную за такой контроль (Росфинмониторинг), говорится в законопроекте, а в пояснительной записке указано, что так Россия исполнит рекомендации международной Группы противодействия отмыванию денег (FATF). Одна из них предлагает требовать и с аудиторов уведомлять о подозрительных сделках клиентов. Россия ждет проверку FATF в 2018–2019 гг.

Опрошенные «Ведомостями» аудиторы утверждают, что функции, которые появятся в связи с принятием законопроекта, для них новы. Это подтверждают данные Росфинмониторинга, представленные на одном из мероприятий, сообщили два человека, присутствовавших на нем: за 2016 г. 4984 аудиторские организации не направили ни единого сообщения о подозрительных операциях, как и сведений об операциях клиентов.

Теперь, как утверждают три представителя аудиторских СРО, каждому аудитору Росфинмониторинг предлагает создать личный кабинет на сайте службы, не дожидаясь принятия закона, и, например, раз в неделю сверять клиентов и их контрагентов с перечнем причастных к терроризму лиц.

Станет явным

Проект поправок в антиотмывочное законодательство обязывает аудиторов обращать внимание на прозрачность клиентских операций. Заявить на клиентов они обязаны, если их сделки могут быть связаны с отмыванием преступных доходов и терроризмом.

Информация о личном кабинете правдива и касается аудиторов, которые оказывают юридические и бухгалтерские услуги, сказала представительница Росфинмониторинга Ирина Иванова. Требование пользоваться личным кабинетом, продолжает она, войдет в поправки Росфинмониторинга к антиотмывочному закону.

Антиотмывочный закон велит взаимодействовать с Росфинмониторингом большинству финансовых компаний: банкам, микрофинансовым организациям, ломбардам, организаторам лотереи и проч.

Для аудиторов предусмотрены и кнут, и пряник. С одной стороны, список нарушений, выявленных при проверках аудиторских компаний, будет дополнен статьями антиотмывочного закона, с другой – чиновники предлагают создать для аудиторов эффективный механизм защиты, правда, каков он будет, непонятно, говорит один из присутствовавших на заседании.

Росфинмониторинг уже обратился за помощью к СРО: предложить аудиторам работать через личные кабинеты он хочет уже со второй половины 2017 г., говорит директор по контролю качества СРО аудиторов «Ассоциация «Содружество» Надежда Кобозева. «От нас ожидается передача информации о сомнительных сделках, но пока критерии сомнительных операций для аудиторов отсутствуют», – предупреждает Кобозева: возможно, они будут определены после изменения закона. «Создана рабочая группа, в каждом регионе Российский союз аудиторов информирует участников и проводит обсуждение», – говорит председатель правления СРО «Российский союз аудиторов» Людмила Козлова.

Аудиторы к законодательной новелле относятся без энтузиазма. «Сомнительных контрагентов проверять должна в первую очередь сама аудируемая организация», – уверен руководитель департамента аудиторских услуг КПМГ Кирилл Алтухов. «Нет понимания, что именно делать в личном кабинете, нет разъяснений, и появляются опасения, что часть государственных функций перекладывается на аудиторов», – говорит гендиректор Международного консультативно-правового центра Дмитрий Винокуров.