ЦБ может смягчить требования к сделкам по секьюритизации

Если банки заменят младшие транши другими активами, то смогут оценивать риски по старым правилам
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина может смягчить для банков жесткие требования «Базеля III»/ Евгений Разумный/ Ведомости

Центробанк может пересмотреть подход к оценке рисков в сделках секьюритизации и не применять повышенные коэффициенты для ряда активов, следует из ответов регулятора на типовые запросы банков, опубликованные на сайте Банка России. С начала 2016 г. при расчете норматива достаточности капитала банков регулятор, опираясь на требования «Базеля III», стал применять коэффициент 1250% к младшим траншам облигаций при секьюритизации (это транши, в счет которых погашаются потери по секьюритизированным активам в приоритетном порядке по отношению к старшему траншу). Это был серьезный удар по капиталу (раньше коэффициенты составляли 100% для облигаций с ипотечным покрытием и 120% с другим обеспечением): как правило, оригинаторы продают старшие транши инвесторам, а младшие оставляют у себя на балансе. Чем выше коэффициент риска, тем больше капитала съедает тот или иной актив. Резкий рост риск-веса привел к тому, что банки, у которых был большой объем младших траншей на балансе, рисковали нарушить нормативы.

«Сейчас мы готовим с тремя банками сделки по секьюритизации кредитов МСБ, до конца года планируем их завершить», – говорит предправления Российского банка поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП-банк) Дмитрий Голованов. По его словам, сейчас идет работа над созданием единых стандартов кредитования МСБ и на их основе – механизма секьюритизации, позволяющего объединять портфели кредитов МСБ различных банков.

А для новых сделок коэффициент стал запретительным. До сих пор исключение составляли только облигации с ипотечным покрытием, при выпуске которых банки не применяли повышенные коэффициенты, а пользовались старыми. Но только в том случае, если при выпуске ипотечных облигаций они заменяли младший транш иным активом, например, кредитом, который оригинатор выдавал эмитенту в качестве поддержки старшего транша.

Теперь регулятор решил применять это правило и к сделкам секьюритизации не ипотечных активов. В опубликованном ответе ЦБ говорится, что банкам следует применять коэффициент 1250% только в отношении младших траншей и не распространять его на иные виды активов и обязательств, с помощью которых оригинатор оказывает поддержку старшему траншу в сделках секьюритизации. Фактически это означает, что если оригинатор поддерживает старший транш любыми другими активами или обязательствами, кроме младшего транша, то высокий риск-вес можно не применять.

Сейчас экспертный совет ЦБ по секьюритизации рассматривает инициативы, которые предусматривают, что нормативы достаточности и риск-веса инструментов не должны ограничивать рынок, сообщил «Ведомостям» человек, участвующий в обсуждении. Но при этом коэффициенты должны устанавливаться на основании полного внедрения положений «Базеля III», указывает он. Разъяснительное письмо ЦБ еще не нормативный документ и окончательная позиция регулятора может оказаться иной, отмечает собеседник «Ведомостей». Другой участник обсуждения также говорит, что ЦБ еще не принял окончательное решение. Представитель ЦБ на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Весомая оценка

Базельский комитет по банковскому надзору весной 2016 г. признал, что регулирование в России соответствует его стандартам. Комитет поставил высшую оценку в том числе из-за повышения в январе 2016 г. риск-веса для младших траншей. Без этих реформ заключение было бы менее положительным.

Секьюритизировать можно фактически любой денежный поток, говорит старший юрист «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Олег Ушаков. На российском рынке есть примеры сделок по секьюритизации портфеля автокредитов, кредитов малому и среднему бизнесу (МСБ), лизинговых активов и в перспективе это довольно большой рынок (потребительские кредиты, факторинговые портфели, коммунальные платежи и др.), перечисляет он. Например, летом прошлого года ВТБ заявлял о планах секьюритизировать портфель розничных кредитов. Сейчас завершенных сделок секьюритизации не ипотечных активов не так много: проводить такие сделки по российскому законодательству можно было лишь с лета 2014 г., когда закон вступил в силу.

Представитель ВТБ говорит, что группа принимает решение о сделке, анализируя выгоду от транзакции в целом, и нагрузка на капитал является только частью этого анализа. ВТБ рассматривает разные варианты секьюритизации своих активов – автокредитов, лизинговых и факторинговых платежей, потребительских и автокредитов – в зависимости от возможностей на рынке.

У Райффайзенбанка планов по секьюритизации активов пока нет, сообщил его представитель. Остальные опрошенные «Ведомостями» банки на запрос не ответили.