Финтех SoFi, обещавший разрушить банковский сектор, хочет получить банковскую лицензию

Он будет привлекать депозиты и войдет в систему страхования депозитов
Финтех SoFi, обещавший разрушить банковский сектор, хочет получить банковскую лицензию/ SoFi

Стартап SoFi (Social Finance), занимающийся модным сейчас онлайн-кредитованием, подал заявку на получение банковской лицензии в штате Юта, сообщают FT и WSJ. Если SoFi лицензию получит, она сможет работать в том числе с депозитами, имеющими страховку Федеральной корпорации по страхованию депозитов США (FDIC). SoFi планирует работать со всеми продуктами, которые предлагают традиционные банки, сообщает FT со ссылкой на источник.

Еще год назад на сайте SoFi была реклама, утверждавшая, что «даже банкам не нравится быть банками», а молодые финтех-компании приведут мир в «будущее без банков». «Банки – это динозавры, а я – метеор, – говорил тогда же FT основатель и гендиректор SoFi Майк Кэгни. – Банковские бизнес-практики уже давно должны были стать ископаемыми».

Технологии у SoFi настолько передовые, что порой это отпугивает клиентов. Пока другие компании, имеющие бизнес по управлению активами, думают о внедрении роботов-консультантов, SoFi, у которой такие роботы давно есть, задумалась, что неплохо бы добавить в это подразделение людей. «Мы действительно хотим увеличить человеческий компонент», – говорил в мае Bloomberg директор подразделения SoFi по управлению активами Джон Гарднер.

SoFi была создана в 2011 г. как стартап, выдававший кредиты на образование. Но этот нишевый бизнес оказался не особенно прибыльным, поэтому компания стала расширять кредитный бизнес за счет других сегментов. В 2015 г. она выдала $5 млрд кредитов, в 2016 г. – $8 млрд. Своей целевой аудиторией SoFi считает 20–30-летних заемщиков с хорошей зарплатой и хорошими перспективами. Кэгни называет их Henrys (high-earning, not rich yet – «хорошо зарабатывающие, но еще не богатые»). В феврале 2017 г. компания привлекла от частных инвесторов $500 млн, которые ей нужны для экспансии в Канаду и Австралию, пишет FT. «SoFi стремительно трансформирует структуру сектора личных финансов», – отмечал тогда управляющий партнер фонда прямых инвестиций Silver Lake Майк Бингл. Silver Lake стал крупнейшим инвестором частного консорциума. В 2015 г. японский Softbank инвестировал в SoFi $1 млрд – это рекорд для финтех-стартапов.

Хотя ажиотаж вокруг стартапов, занимающихся p2p-кредитованием, в США и Великобритании по-прежнему высок, инвестфонды, вкладывающиеся в такие кредиты, уже столкнулись со снижением доходов (см. график). У p2p-компаний растет доля просроченных кредитов. Когда-то SoFi могла похвастаться, что на 100 000 выданных ссуд дефолтными оказались лишь 17 (и пять из них – в связи со смертью заемщика), пишет FT, но эти времена давно в прошлом.

Для инвесторов такие кредиты – более доходная опция, чем денежные средства, но менее рисковая, чем акции.

Пионер p2p-кредитования – американская LendingClub – год назад уволила гендиректора Рено Лапланша, а позже признала, что в 2009 г. выдала 32 ссуды Лапланшу и членам его семьи, «чтобы улучшить показатели по выдаче кредитов». Британское Управление финансовых услуг (FCA) в декабре 2016 г. сообщило, что p2p-компании непрозрачны и нередко «маскируют» качество кредитных портфелей, чтобы они не вызывали беспокойства инвесторов.