Европейские фонды перестали распродавать акции впервые за 10 лет

Однако в России они по-прежнему предпочитают бонды
Европа вновь полюбила акции / Kai Pfaffenbach/ REUTERS

Инвесторы из Европы с конца прошлого года перестали сокращать долю акций в своих портфелях, согласно исследованию Societe Generale. В сентябре 2016 г. доля акций в портфелях европейских инвесторов достигла 58%, наименьшего значения за десятилетие, а сейчас составляет 63%.

То же самое происходит в США. После избрания Дональда Трампа президентом США в начале ноября 2016 г. на фондовых рынках началось ралли. Инвесторы скупали акции на ожиданиях, что предвыборные обещания Трампа будут воплощены и США снизят налоги, увеличат бюджетные расходы и запустят инфраструктурные проекты. Индекс Dow Jones обновляет рекорды, прибавив почти 3000 пунктов (вчера на 20.00 мск было 21529 пунктов), что дало повод аналитикам увидеть на американском рынке признаки пузыря.

«Подобный процесс и для развивающихся рынков не кажется невероятным», – считают аналитики Societe Generale. Европейские фонды, ориентированные на развивающиеся страны, вложили в акции 70,9% от всех средств, а вот приток в облигации таких стран продолжается «благодаря аппетиту к риску». Сказывается политика Европейского центрального банка (ЕЦБ), который в последнее время все меньше поддерживает рынок облигаций, уверены в Societe Generale.

Доходность по облигациям хорошего качества в Европе сейчас очень низкая, потому что ЕЦБ, выкупая гособлигации в рамках программы количественного смягчения (два года подряд ЕЦБ ежемесячно скупает гособлигации на 60 млн евро. – «Ведомости»), одновременно формировал бенчмарк по доходности чуть выше нуля для бондов качественных эмитентов, таких, например, как Airbus, BMW, Siemens и т. д., указывает гендиректор УК «Спутник – управление активами» Александр Лосев. В то же время дивидендная доходность крупных корпораций гораздо привлекательнее облигаций, тем более что европейский рынок почти пять лет живет при ставках 0–1% и это характерно как для государственных, так и для корпоративных бондов, объясняет он возросшую популярность акций у инвесторов. Доходность облигаций качественных европейских эмитентов в среднем действительно немного подросла из-за ожиданий окончания программы стимулирования со стороны ЕЦБ, однако все равно остается крайне низкой в сравнении с потенциальными дивидендными выплатами, полагает он.

История развивающихся рынков – история про чужие деньги, а не про свои: если в развитых странах есть собственные инвесторы, то развивающиеся рынки в основном импортируют капитал из развитых стран, добавляет главный стратег BCS Global Markets Вячеслав Смольянинов: «То, что в Европе инвесторы переключились на акции, вовсе не значит, что то же произойдет в развивающихся странах, и в России в том числе, – иностранцев на таких рынках по-прежнему больше привлекают облигации, которые показывают высокую доходность и меньше подвержены рискам».

Российские акции действительно пока популярностью не пользуются, следует из данных Societe Generale. Совсем другая картина – на долговом рынке, куда европейские инвесторы с начала года вложили $250 млн. Скупать российские бонды они стали впервые за 10 лет, прошедших после кризиса 2007 г.

Доходность по облигациям на развивающихся рынках сопоставима с дивидендной доходностью по акциям, а зачастую и превышает дивиденды, при этом акции – это еще и дополнительный рыночный риск, согласен Лосев: «В России далеко не все дивидендные доходности по акциям, входящим в индекс Московской биржи, превышают годовые ставки по ОФЗ».