Банкам придется снижать ставки действующих займов

Сейчас кредиты обходятся заемщикам слишком дорого
Кредитным портфелям банков придется подзарядиться / Евгений Разумный/ Ведомости

Обслуживание кредитов обходится крупному бизнесу в 8,6% годовых (данные на конец июня), говорится в исследовании Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). Это на 0,5–1 процентный пункт (п. п.) выше ставки, по которой банки сейчас кредитуют крупных заемщиков. Значит, компании будут активно рефинансировать долги в 2018 г., в первую очередь на облигационном рынке, прогнозирует агентство.

Для расчета средней эффективной ставки АКРА изучило отчетность 80 крупных компаний с совокупной выручкой порядка 38,5 трлн руб. в 2016 г. (35% выручки всех нефинансовых компаний).

Такая разница между ставками выдачи и портфеля связана с высокой долей долгосрочных заимствований – более 70%, указывает АКРА, которое позволило компаниям избежать значительного удорожания долга в 2015–2016 гг., когда банки задрали ставки.

Теперь же компании будут активно замещать долги более дешевыми. В первую очередь – на рынке облигаций: средняя ставка на нем к июлю была на 1,4 п. п. ниже банковской.

Рынок бондов растет же несколько лет подряд: большим компаниям гораздо удобнее финансировать бизнес через выпуск облигаций, отмечает член правления Райффайзенбанка Никита Патрахин. Облигационный рынок растет быстрее кредитного: на 160% с 2012 г. при росте кредитования нефинансового сектора менее 50%, указывает АКРА. Около 35% долга компаний, попавших в выборку, сформировано облигациями, подсчитало агентство. Всего же доля облигаций в долге корпоративного сектора не превышает 12%.

Обновить ипотеку

Похожая ситуация с ипотекой. Четверть ипотечного портфеля ВТБ, по оценке зампреда правления Анатолия Печатникова, могла бы быть рефинансирована в других банках – около 250 млрд из 1 трлн руб. ипотеки, выданной группой: «Это та клиентская база, которая, по нашему мнению, имеет избыточно высокие ставки» (цитаты по «Интерфаксу»).
Чтобы не допустить этого, банк планирует в январе запустить программу рефинансирования ипотеки для своих заемщиков: «Мы уже одобрили это решение, программа будет носить индивидуальный, адресный характер <...> очевидно, что по тем клиентам, по которым мы избыточно зарабатываем, в том числе по причине большой ставки, будет предложено ее снижение».
Программа коснется не всех, предупредил Печатников. Если клиент не пользуется другими продуктами банка или не платит вовремя по кредиту и приносит банку убыток, то ВТБ не будет рефинансировать его ипотеку: «В такой ситуации, конечно, мы будем заинтересованы, чтобы он перешел на обслуживание в другой банк». Есть одна проблема. Сейчас рефинансировать кредиты могут только клиенты других банков, сказал представитель «Абсолют банка». Рефинансирование собственных кредитов оборачивается для банков дополнительными расходами, объясняет он. Ссуды, предоставленные банком для погашения действующего кредита, не могут быть включены в портфель однородных ссуд, и обслуживание долга по ним оценивается более строго.
Если регулятор изменит этот подход, то банки смогут активно рефинансировать ипотечные кредиты собственных заемщиков. ЦБ готовит предложения, чтобы банкам было проще снижать своим заемщикам ставки по уже выданным ипотечным ссудам, писала газета РБК. В четверг представитель ЦБ это не прокомментировал. В 2018 г. на рефинансирование кредитов других банков придется до 15–20% выдач вместо нынешних 5–6%, ждет «Абсолют банк».
Остальные банки на запросы «Ведомостей» не ответили.

Снизить ставку по кредиту на пополнение оборотных средств можно: принципиально важно, чтобы кредит гасился из выручки клиента, а новая линия уже будет соответствовать рыночным условиям, говорит руководитель корпоративного бизнеса банка «Глобэкс» Оксана Панченко. С долгосрочными кредитами сложнее, предупреждает она.

Ставку кредитов, выданных на инвестпроекты, банки, как правило, снижают не больше чем на изменение ключевой ставки – иначе ЦБ может трактовать это как скрытую реструктуризацию, поясняет Панченко. Кроме того, возможности банков снижать ставки заемщикам ограниченны: они сами зависят от стоимости фондирования, которое привлекали ранее по более высоким ставкам, продолжает она. При принятии решения о рефинансировании того или иного кредита банки учитывают, насколько им выгодно сохранить заемщика, добавляет Панченко.

Банки стремятся фондировать долгосрочные кредиты длинными деньгами, стоимость которых определяется в момент привлечения, говорит аналитик Fitch Александр Данилов. Поэтому при падении ставок на рынке банк так же «переплачивает» за ранее привлечённые ресурсы и снижение ставок по таким кредитам может ударить по его марже, объясняет он.

Многие компании уже рефинансировались в этом году, причем в основном банки стараются переманить заемщиков друг у друга, но в ряде случаев идут на рефинансирование кредитов своих же заемщиков, чтобы сохранить клиентов, рассказывает Патрахин.

Вряд ли будет массовый переток клиентов из банка в банк, считает Панченко, поскольку в корпоративном секторе требуется проводить довольно тщательную работу по оценке каждого заемщика, это не массовое привлечение. «Сейчас время компромиссов и поиска решений с заемщиками, которые хотят более выгодных условий для себя», – заключила она.

Нормативная база позволяет банкам не создавать повышенные резервы в случаях, когда банки рефинансируют долг платежеспособных заемщиков, следует из ответа ЦБ. Представители ВТБ и Сбербанка от комментариев отказались.