ЦБ велел банкам тщательнее следить за строительными и торговыми компаниями

Регулятор видит в них основных клиентов теневого финансового сектора
Банкам придется тщательнее следить за строительными и торговыми компаниями и подрядчиками в сфере услуг/ Дмитрий Новожилов / Ведомости

С 1 января 2019 г. Центробанк станет пристальнее следить за тем, как банки проводят процедуры комплаенса в отношении клиентов из строительного сектора, торговли и услуг. Об этом регулятор уведомил банки 29 ноября. «Ведомости» ознакомились с письмом, сотрудник одного из банков подтвердил его получение.

ЦБ давно и активно борется с сомнительными операциями: например, уже предупреждал о выводе денег через оплату транспортных услуг или покупку импортерами товаров по завышенной цене и о новых участниках таких схем: автосалонах, магазинах, оптово-розничных рынках и логистических центрах, для которых продажа наличных зачастую является побочным бизнесом.

В середине ноября ЦБ впервые опубликовал данные о том, какие отрасли являются основными клиентами теневого финансового рынка. Крупнейшие – строительный сектор (30%), логистика (21%) и торговля строительными и промышленными товарами (20%). А чтобы банк не присматривался пристально к его операциям, бизнес часто авансирует уплату налогов (прежде всего НДС и налога на прибыль) в бюджет и поддерживает их адекватную структуру, хотя фактически налогооблагаемой базы у него нет, указывает регулятор.

Такие компании одновременно с сомнительными операциями проводят и экономически обоснованные, у них адекватная для ведения бизнеса структура платежей – например, есть зачисление за строительно-монтажные работы, списание за приобретение строительных материалов, оборудования, следует из письма. Но, получая деньги от крупных подрядчиков, компании переводят их в пользу контрагентов с признаками технических компаний, которые сразу же направляют денежные средства на обналичивание или выводят их за рубеж, пишет ЦБ.

Схемы работают именно так, подтверждает партнер Taxology Михаил Успенский. Во-первых, крайне сложно стало заниматься теневыми операциями без минимальной реальной хозяйственной деятельности. Во-вторых, нередко компании, которые больше не нужны прежним владельцам, но исправно работали и платили налоги, выкупаются под теневые операции.

Банки должны не только запрашивать информацию у клиентов, но и проверять их по всем открытым источникам, даже в прессе, и внести ради этого коррективы в собственные процедуры комплаенса, указывает регулятор. Начиная с 2019 г. ЦБ при оценке качества работы службы внутреннего контроля банка будет учитывать и насколько эффективно он пресекает подобные сомнительные операции.

Письмо лишь дополняет существующие методы контроля еще одним критерием, считает старший менеджер отдела консультирования по управлению рисками KPMG Салават Исмагилов. Банкам нужно только написать математические алгоритмы, которые будут выявлять подобные операции, – это не так сложно, подтверждает управляющий партнер департамента финансового консультирования Deloitte Александр Соколов: «Но далее придется анализировать полученный массив вручную». Банки могут понести дополнительные издержки только в том случае, если строительные компании – основные клиенты этого банка и придется «руками разбирать» большое количество операций, говорит Исмагилов. Затраты потребуются, но они не критичны, соглашается Соколов.

Если банкам придется ужесточать комплаенс, то этот риск будет оплачен из карманов клиентов, причем всех, уверен управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. ЦБ указывает на открытые источники информации, но, если по ним легко понять сомнительность операции, возникает вопрос, почему ЦБ и другие ведомства сами не контролируют их деятельность, удивляется он.

Страдают и клиенты: банки сначала блокируют дистанционное обслуживание, потом блокируют счета, взимая повышенные комиссии с клиентов при передаче денег в другой банк, рассказывает директор по развитию UFG Wealth Management Андрей Пожитков. А на реабилитацию бизнеса, который попал в так называемые черные списки, уходит много времени – есть примеры, когда компании по полгода не могли добиться разблокировки средств и получить возможность открывать новые банковские счета, говорит он.

Банки, вводя ограниченный доступ к счетам или закрывая их, по сути, усложняют работу застройщика, отмечает директор по развитию ГК «Гранель» Андрей Цвет. Уходит много времени на объяснение целесообразности трат по тем или иным платежам. Как следствие, компания сталкивается со сложностями своевременного финансирования строительных и сопутствующих им работ, например рекламы. А это приводит к нарушению обязательств по договорам и штрафным санкциям от контрагентов, добавляет Цвет.

Это не ужесточение требования, парирует представитель ЦБ, мы не думаем, что банки могут понести дополнительные затраты, особенно если процедура автоматизирована, банки и сегодня должны разбираться в бизнесе и операциях своих клиентов.

Представитель Сбербанка отказался от комментариев. Его коллеги из ФНС, ВТБ, Газпромбанка, Альфа-банка, Росбанка, МКБ, «ФК Открытие», Промсвязьбанка, РСХБ, «Юникредит банка», «Абсолюта», «СМП банка», «Тинькофф банка», «Ак барс банка», Совкомбанка не ответили на запрос «Ведомостей».